Основным акмеологическим фактором развития конкурентоспособного специалиста является формирование субъектной позиции в профессиональной деятельности и саморазвитии. Субъектная позиция проявляется в:
осуществлении осознанного выбора при решении любых профессиональных и личностных задач;
самоорганизации в условиях неопределенности;
гибкости в проектировании и реализации организационных и межличностных отношений;
критическом отношении к себе, своей деятельности, социуму;
психологической устойчивости к переменам в социальной, экономической и производственной среде;
ответственности за принятые решения в области профессиональной деятельности и саморазвития;
активности в разрешении личностных и профессиональных проблем;
рефлексивной саморегуляции. (7)
Использование управленцем возможности учесть сознание, самосознание и другие высшие возможности другого человека позволят повысит эффективность управленческой деятельности. Этому посвящены любые рефлексивные фазы, обсуждение конфликтов, инновационных предложений, диагностики ситуации и поведения конкретных лиц и т.п.
Процесс вхождения в новую деятельность или даже повторное вхождение в знакомое звено любой деятельности включает в себя и знакомство с содержанием нормы деятельности, и самоопределение исполнителя. Оба процесса не могут осуществляться вне тех дополнительных возможностей, которыми обладает человек.
Часто управленческая деятельность руководителя связана с организацией исполнительной деятельности, которая имеет в свою очередь ряд особенностей. Ее исходным принципом выступает реализация норм, что, связано с сознательной формой отчуждения от принципа удовлетворения своих потребностей на время деятельности. Следовательно, осуществлению исполнительской деятельности предшествует согласовательный в общении и мыслекоммуникативный процесс понимания содержания нормы, его соотнесение с индивидуальными потребностями, их прогнозом, прогнозом типа существования в рамках предлагаемой деятельности, сопоставление следствий пребывания в реализации нормы с перспективой удовлетворения различных потребностей, прогноз реализуемости требований наличными способностями и т.д.
Особенностью согласовательного и коммуникативного процессов является то, что уровень жесткости и консервативности у сторон разный. Поскольку именно управленец является предлагающей стороной, человеку остается примерять свои возможности и желания с уже готовым и мало меняющимся представлением о способе деятельности, а чувствительность к индивидуальным особенностям будущего исполнителя со стороны управляющего является, сервисом для более осознанного понимания и принятия нормы.
Каким бы ни было вовлечение человека в исполнительскую деятельность, переход к ней означает переход к контролю за правильностью реализации нормы как системообразующей частью единого рефлексивного сопровождения реализации, которой подчинена возможность коррекционных воздействий и критики исполнительской деятельности с лекальными деформациями нормативного содержания.
При этом в качестве предмета контроля выступает не только само поведение исполнителя, но вся целостность исполнительства как функционирования деятельности.
Управленец должен выявлять меру неполноты ответственности исполнителя как следствие самого принципа существования исполнительской деятельности. В отличии от этого управленческая деятельность имеет иной критерий приобретения ответственности в силу того, что она по природе рефлексивна. В рефлексии не может быть заранее определенного результата и полноты траектории его получения. Рефлексия имеет дело с неопределенностью как ее базовой характеристикой. Поэтому приобретение рефлексивной культуры, обеспечение ее средствами интеллектуального и духовного типа и т.п. ведет к большей определенности рефлексивного процесса, а следовательно и управленческого в целом. (9)
Наряду с особенностями, непосредственно присущими управленческой деятельности, выделяют и те ее черты, которые обусловлены организационным статусом руководителя. Они обозначаются понятием "особенности поста руководителя" и состоят в следующем:
Руководитель организации - это единственный человек в ней, имеющий двойную принадлежность. Например, директор предприятия, являясь его членом, одновременно входит в состав органа управления более высшего порядка (совет директоров);
Руководитель организации - это единственный человек в организации, на которого возложена ответственность за ее функционирование в целом, а не за работу какой-либо ее части; пост руководителя предоставляет руководителю гораздо больших возможностей, чем у всех других членов организации, для влияния на нее в целом.
Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие компоненты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управленческого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психологией управления различаются:
1) его управленческие потребности и способности;
2) его управленческая концепция.
Таким образом, сущность или содержательная сторона управления заключается в поддержании целостности, достижении целей, развития организации, представляющей собой систему скоординированнойдеятельности двух и более лиц, обеспечивающихся за счет планирования, организации, регулирования и контроля, опирающихся на повторяющиеся циклы получения и переработки информации.
Необходимо остановится та же на уровнях профессионализма руководителя, то которого зависит степень успешности принятия управленческого решения.
Уровень профессионализма определяется тремя группами факторов. С одной стороны, это индивидуальные особенности и их изменение по ходу жизни и опыта профессиональной деятельности.
С другой стороны, свою лепту вносят социокультурные формы, которые обнаруживает специалист, и выработка отношения к которым является условием включенности специалиста в социокультурную среду. Третьим условием является быстрота присвоения социокультурных форм, адекватно оперируя которыми, реализуя их требования, специалист демонстрирует предположенную в них мощность профессионализма.
Профессионализм деятельности означает, что специалист адекватно выделенному многообразию типов задач и проблем осуществляет их решение на основе специфической для профессии критериальной базы. Предполагается, что критерии несут с собой и существующие способы их применения.
Профессиональное мастерство есть владение комплексом продуктивных технологий профессиональной деятельности на основании обладания профессионально важными личностными качествами, обеспечивающими способности личности к осуществлению продуктивной профессиональной деятельности и стремление к профессиональному самосовершенствованию. (11)
Такое понимание профессионального мастерства (профессионализма) получило широкое распространение в акмеологических исследованиях. Н.В. Кузьмина, например, на основании собственных исследований профессионального мастерства выделяет в разных профессиях ряд общих признаков профессионализма: