Приёмочный контроль:
Проверяются бутылки на предмет сколов и трещин, правильности наклейки этикеток. С партии проводят дегустацию и проверку в лаборатории.
Многое делается и для обеспечения чистоты помещений и оборудования, так как пиво - это живая среда, где ведут работу миллиарды бактерий и проникновение посторонних бактерий, грибков и других микроорганизмов может свести на нет весь процесс производства пива.
В соответствии с требованиями "Санитарных норм и правил" в варочном цехе ежедневно проводятся дезинфекции хмелеотборного чана, гидроциклонного аппарата и охладителя пива 1% раствором NaOH, а также проводится дезинфекция суслопроводов. Два раза в месяц проводятся общие дезинфекции, т.е. дезинфекции оборудования всего цеха 1% раствором NaOH с кипячением раствора в каждом аппарате в течение 2-х часов и последующей промывкой и кипячением воды в этих аппаратах. Особый эффект мойки оборудования цеха достигается при использовании установки высокого давления К-185 для мойки оборудования.
После брожения, чаны подвергаются тщательной мойке и дезинфекции. Мойка производится моющей головкой, вода на неё подаётся насосом ВК 5/24. Затем осуществляется ручная мойка. Дезинфекцию чанов проводят 0,05% раствором "Септабика" (Израиль), коммуникации моют и дезинфицируют ежедневно 1% раствором NaOH.
Дезинфекция танков производится также 0,05% раствором "Септабика". Дважды в месяц проводится мойка коммуникаций 1% раствором NaOH и циркуляционная дезинфекция их 0,05% раствором "Септабика".
Мойка и дезинфекция оборудования цеха розлива осуществляется горячей водой и 2% раствором NaOH. Пастеризатор подвергается ручной мойке и промывке горячей водой с t=80оС в течение 40-45 минут дважды в неделю.
Контроль качества и технологический процесс - ничто без квалифицированного и преданного своему делу персонала. Профессионализм отдельных работников так высок, что они могут, например, ориентируясь только на опыт сказать, что в чане приоткрыта заглушка, до которой можно добраться, лишь разобрав чан [7].
Основные компоненты, необходимые для производства пива - солод (пивной ячмень) и хмель - завозятся из стран ближнего и дальнего зарубежья. Большую часть потребностей крупных пивоваров в солоде удовлетворяет Текелийский солодовенный завод в Казахстане. Солод также везут из Германии, а хмелевые добавки - еще и из Китая, Австрии, Польши.
К настоящему времени конкурентами ОАО "Арпа" из числа местных производителей являются следующие предприятия:
1) АО "Беловодский пивзавод"
2) ОсОО "Абдыш-Ата"
3) Жайыльский пивзавод
4) Жалал-Абадский пивзавод
Жайыльский и Жалал-Абадский пивзаводы являются ярко выраженными региональными производителями. Их продукция практически не продается в других областях и районах Кыргызстана. Производство ведется на старом оборудовании, оставшемся еще с советских времен, по отсталым технологиям. Пиво выпускаемое этими производителями имеет низкие потребительские качества, малый срок хранения.
Беловодский пивзавод расположен недалеко от г. Бишкек, с давних пор являлся конкурентом ОАО "Арпа", но значительное ухудшение качества выпускаемого им пива полекло за собой резкое снижение спроса на его продукцию. В настоящее время Беловодский завод находится в состоянии кризиса. Оъемы производства крайне незначительны. Общие проблемы всех постсоветских пивзаводов-отсталая технология и отсутствие необходимых для реконструкции средств.
ОсОО "Абдыш-Ата" относится к числу новых производств. Это предприятие было основано на базе Кантского сахарного завода. Использует старое советское оборудование, приобретенное на различных предприятиях Кыргызстана. В настоящее время выпускает следующие сорта пива: "Наше пиво", "Наше пиво Жигулевское", "Рижское", "Золотой колос". Важным преимуществом по сравнению с другими отечественными производителями является увеличенный до двух месяцев срок хранения. Это позволяет им доставлять и реализовывать свою продукцию в различных регионах республики. Вместе с тем потребительские качества напитка оставляют желать лучшего.
Вплоть до конца 1999года ОАО "Арпа" не имело внешних конкурентов в своем ценовом сегменте. В настоящее время на этот участок сегмента активно устремились казахские производители пива:
1) 1-й Алма-Атинский пивзавод
2) 2-й Алма-Атинский пивзавод (АО "Сусындар")
3) АО "Шымкент пиво"
4) Карагандинский пивзавод (компания "Эфес").
Все эти предприятия прошли глубокую модернизацию и сейчас пиво выпускаемое ими длительным сроком хранения и неплохими потребительскими качествами. Это делает их действительно серьезным противником, особенно если учесть их финансовые возможности. С другой стороны отдаленность рынка сбыта затрудняет поставки продукции и оборудования для реализации пива, требует значительных расходов на таможенное оформление и транспорт. Это вызывает удорожание пива на 20-25% по сравнению с отпускной ценой.
Продукция российских пивзаводов в силу вышеперечисленных причин имеет более высокую цену и попадает в другой сегмент рынка, к которому не относится аудитория пива "Арпа".
Китайские предприятия в течении нескольких лет поставляли свою продукцию на рынок Кыргызстана, но участившиеся случаи отравления в 1998-99гг. полностью прекратили импорт пива из Китая [8].
Пиво “Арпа" можно найти во всех торговых точках Кыргызстана, а также продукция экспортируется в Российскую Федерацию и республику Казахстан. Так же большим спросом у местного населения пользуется квас и лимонад, изготовляемый предприятием.
Сильные стороны:
· Наличие действующего промышленного потенциала (производственной мощности, площади и оборудования);
· Наличие достаточно узнаваемой товарной марки "Арпа";
· Наличие неплохой репутации в своем рыночном сегменте;
· Получение экономии от масштаба;
Слабые стороны:
· Физический и моральный износ оборудования;
· Малый срок хранения выпускаемой продукции;
· Отсутствие четких маркетинговых направлений;
· Небольшой внутренний рынок;
· Не конкурентоспособность выпускаемой продукции;
· Неплатежеспособный спрос, бедность населения;
Возможности:
· Техническая и технологическая модернизация;
· Выход на новые рынки и сегменты рынка;
· Расширение производства;
· Увеличение разнообразия ассортимента;
· Ускорение роста емкости рынка;
· Повышение качества и конкурентоспособности продукции;
· Привлечение прямых инвестиций.
Угрозы:
· Возможность появления новых конкурентов;
· Замедление роста рынка;
· Неблагоприятная политика правительства;
· Нестабильность макроэкономической ситуации;