История развития предприятия
"Арпа" является наследством нашего советского прошлого. Завод находится в г. Бишкек на месте предприятия купца Иванова, который в 1906 году основал первый в Центральной Азии пивоваренный завод. В 1997 контрольный пакет акций приобрели французы и завод переименован в АО "Арпа BCI BBC". Далее случился дефолт, который предприятие пережило с трудом. Уже в двухтысячных в завод было вложено более 6 млн. долларов направленных на модернизацию и приобретение немецкого оборудования. Торговая марка Арпа символизирует популярное народное пиво, только в Бишкеке находится более 200 стационарных точек по его розливу. В 2011 возросшая стоимость пива Арпа проверила на крепость преданность своих почитателей. В настоящее время ОАО "Арпа" набирает производственные обороты [2].
Предметом деятельности общества является производство пива, безалкогольных прохладительных напитков и их продажа. До 2000 года ОАО "Арпа" выпускало:
1. Пиво: "Арпа", "Суусамырское", "Бишкекское";
2. Лимонад: "Буратино", "Дюшес", "Апельсин", "Малина";
3. Квас.
На данный момент ОАО "Апа" выпускает:
1. Пиво "Арпа" (бестарное)
2. Пиво "Арпа" (в бутылках)
3. Лимонад "Буратино"
4. Квас
Объем производства ОАО “Арпа" приведен в табл.1.
Таблица 1 - Объем производства ОАО "Арпа"
Вид продукции |
2010г. |
2011г. | |||
тыс. дал |
% |
тыс. дал |
% | ||
1 |
Пиво бестарное |
290 |
36,3 |
320 |
42,1 |
2 |
Пиво тарное |
510 |
63,8 |
440 |
57,9 |
Итого пива |
800 |
760 | |||
3 |
Лимонад |
245 |
86,0 |
80 |
84,2 |
4 |
Квас |
40 |
14,0 |
15 |
15,8 |
Итого безалкогольные напитки |
285 |
95 |
В 2011 году доля ОАО "Арпа" на рынке стала уменьшатся. На это повлияла растущая популярность пива казахстанского производства с хорошими вкусовыми качествами и приемлемой ценой. Несмотря на низкие, по сравнению со среднерыночными, цены объем производства снизился в 2011 году. 2010 году ОАО "Арпа" произвела 800 тыс. декалитров пива, из него 510 тыс. - бутылочного и 290 тыс. декалитров бестарного пива. В 2011 году производство пива составило 760 тыс. декалитров. В структуре произведенного пива произошли изменения: если в 2010 году бестарное пиво составляло 36,3% от общего объема производство пива, то в 2011г. - 42%. Соответственно стоимостные объемы производства упали не только из-за снижения их физического объема, то также из-за увеличения доли бестарного, т.е. более дешевого пива.
Темпы роста бестарного пива за 2 последних года составили 110%. В тоже время производства бутылочного пива сокращалось: с 510 тыс. декалитров до 44 тыс., почти на 14%. В целом общее производство пива упало в 2011 году на 5%, таким образом ОАО "Арпа" начала уступать свои позиции на рынке более успешным новым компаниям.
Еще хуже обстояли дела в производстве безалкогольных напитков: "Буратино", "Малина", "Апельсин", "Дюшес", Квас, по сравнению с 2010г. в 2011г. оно сократилось втрое, что сильно ухудшило общие показатели предприятия.
На рынке безалкогольных напитков конкуренция была еще сильнее - большое число производителей минеральных вод, прохладительных напитков, соков практически полностью вытеснило продукцию ОАО "Арпа" с рынка [2].
Управление играет не маловажную роль в успехе организации. "Наилучшая структура - это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей с высокой эффективностью". Среди организационных структур, для ОАО "Арпа", лучше всего выбрать функциональную структуру. В США и во многих западных странах, в компаниях среднего размера применяется функциональная департаментализация.
"Функциональная департаментализация" - это процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами или отделениями, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности. В существующей структуре управления ОАО "Арпа" надо отметить то, что здесь нет продуктивного и целесообразного распределения и направления усилий сотрудников напр., у технического директора слишком объемная работа, которому подчиняются не только основные цеха и участки, но так же и карьеры. Хотелось бы предложить объединить некоторые отделы, например отдел по кадрам и соц. вопросам, со спец. по труду и з/пл. и создать новые отделы, например отдел человеческих ресурсов. А отдел маркетинга и отдел финансово-экономического анализа. Если размер отделов будет велик, то основные функциональные отделы можно будет в свою очередь подразделить на более мелкие функциональные подразделения. Функциональную структуру целесообразно использовать в организациях, которые выпускают относительно ограниченную номенклатуру продукции. организационная структура зависит от внешней среды предприятия. Она строится в соответствии со стратегическими целями предприятия, определяется характером производственного процесса, особенностями применяемой технологии. Поэтому она не является неподвижной, раз и навсегда заданной, а может и должна меняться. И если в будущем ОАО "Арпа" будет расширятся, увеличит разнообразие производимой продукции, то просто будет мало эффективно использовать функциональную структуру, ведь иногда невозможно втиснуть деятельность огромного предприятия в 4 или 5 основных подразделений, и тогда можно будет перейти от функциональной к дивизиональной организации, предполагающий создание подразделений уже не по функциям, а по видам продукции, характеру клиентов или географическим регионам. Система управления предприятия зависит прежде всего от его типа и его устава. Так как "Арпа" это АО открытого типа, высшим органом управления является общее собрание акционеров, а текущее управление их деятельностью будет возложено на правление, дирекции и совет директоров. Так же будет существовать ревизионная комиссия, которая будет контролировать, консультировать администрации и оказывать ей помощь в управлении АО. Наличие на предприятиях функциональных подразделений приводит к многоуровневой системе управления. Каждый уровень управления - это определенный уровень решений и ответственности за них, определенный уровень полномочий и контроля. Сегодня маркетинг - это особое направление в деятельности предприятия, целью которого является анализ рынка, разработка путей и методов внедрения товара на рынок, расширение объемов реализации. В США рыночные исследования проводят около 90% всех промышленных фирм и компаний сферы услуг, в Германии и в Великобритании - около 75%. По данным специалистов, оценку потенциальных возможностей рынка проводит 93% компаний в США, 92% изучают распределение долей рынка между конкурирующими предприятиями, 84% изучают реакцию потребителей на новый товар, 85% проводят изучение товаров конкурентов. Тех же США производители автомобилей расходуют на рекламу ежегодно 2 млрд. долларов, производители лекарств 2 млрд. долларов и авиалинии более 600 млн. долларов США. Но тут же возникает вопрос "а как мы можем позволить себе такую роскошь? Ведь мы не такие богатые как те же американские компании, которые тратят немыслимые суммы на такие простые вещи как рыночное наследование или реклама". У нас ведь не хватает денег даже на з/пл. работников, у нас задолженности перед бюджетом, соцфондом, поставщиками и т.д. Но извините меня, они же ведь тоже начинали с чего-то, у них же ведь не всегда было идеальное экономическое состояние. У них тоже были трудности, они рисковали и они преодолевали эти трудности. Чтобы иметь деньги, нужно их зарабатывать, нужно уметь их зарабатывать. Думаю, что глобальная проблема многих наших предприятий состоит в том, что мы просто не хотим работать, мы не ищем пути выхода из тяжелого состояния, а просто сидим и ждем, когда же придет долгожданный иностранный инвестор и решит все наши проблемы. Но не следует забывать, что иностранные инвесторы вкладывают свои деньги только в те предприятия, которые используя их деньги, могут приносить им прибыль, оно будут доверять тем людям, которые будут прилагать все усилия, стараться чтобы предприятие работало эффективно.