Введение
Актуальность выбранной темы обуславливается тем, что НЛП все больше охватывает сферу бизнеса. С самого возникновения, нейро-лингвистическое программирование развивалось в двух направлениях:
- изучение шаблонов мастерства во всех областях человеческой деятельности;
- овладение эффективными мышлением и коммуникациями, которыми обладают выдающиеся люди.
Из выше перечисленного видно, что НЛП имеют огромную важность в применении на практике управления.
Проблема, рассматриваемая в данной работе, касается всех руководителей и сотрудников организации, которые хотят не просто работать, а получать прибыль. НЛП в данном случае помогает ответить на множество вопросов, возникающих у управленцев. Например, такие как: - Почему одни способны продать дорогой автомобиль, а другие с тем же опытом, нет? Как правильно показать себя руководителю на собеседовании? Как правильно преодолеть непонимание между сотрудниками и слаженно работать?
Целью данной работы является анализ применения НЛП в практике управления.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по данной тематике;
2. Выявить проблемы в практике управления, которые решаются с помощью НЛП;
3. Описать методы, с помощью которых решаются эти проблемы;
4. Рассмотреть критику НЛП.
Приведем пример возникшей проблемы. Автосалон, продававший автомобили за 15 тысяч фунтов, переориентировал свои продажи и стал продавать автомобили в 4 раза дороже. Но успехом это не обвенчалось. В чем же была проблема?[1]
В данном примере с продажей автомобилей центральным вопросом стала необходимость быстрой переориентации персонала в работе с клиентами. Продавцам, для которых привычными стали модели стоимостью 15 тысяч фунтов, необходимо было научиться сбывать более дорогие автомобили, чья цена была в четыре раза выше. Часть персонала быстро адаптировалась к изменившимся условиям, причем для некоторых сбыт роскошных экземпляров оказался легко выполнимой задачей. В отличие от них, другие продавцы чувствовали неуверенность в своих силах, прежде всего в области общения с более обеспеченными клиентами. Менеджерам компании стало ясно, что в первую очередь необходимо понять, как удачливым продавцам удается столь эффективно работать, в чем причины их успеха. Но самое важное, нужно было сформировать правильную модель поведения, позволявшую находить общий язык с клиентами более высокого уровня и внедрить эту модель среди других сотрудников автосалонов. Для этого все действия персонала отслеживались и анализировались.
Чтобы улучшить результаты анализа, руководители помимо бесед и опросов работников снимали их действия при работе с клиентами на видео, использовали подставных покупателей. Таким образом, удалось сформулировать определенную модель успешной торговли. Как ни странно, но при продаже дорогих машин продавцы работали меньше. Их действия были неторопливыми и уверенными. Они старались больше слушать клиента, нежели говорить самим. На каждого клиента уходило больше времени. И хотя внешне казалось, что они не проявляют особенных усилий, на деле каждый продавец старался сформировать многосторонне отношение покупателя к автомобилю путем воздействия на все каналы восприятия
Для начала использовался эффект от визуального восприятия объекта. Клиенту предоставлялась возможность насладиться внешним видом автомобиля. Далее следовали элементы ощущений и прикосновений. Клиенту предлагалось посидеть в салоне машины, почувствовать удобство и комфорт сидений. И в довершении при пробной езде продавец обращал внимание на отсутствие шума внутри салона. Также он мог задать вопрос, легко ли управлять машиной, как она слушается руля.
Итак, модель успешного поведения была сформирована. Необходимо воздействовать на все органы восприятия – слух, осязание, зрение, чтобы у покупателя создалась полная картина ощущений и мысленный образ покупки. Важно было воздействовать на все чувственные каналы, так как каждый человек пользуется разными чувствами в разных пропорциях. В целом, компании удалось использовать полученный опыт, обучить оставшийся персонал и улучшить эффективность их работы и показатели продаж.
Системный подход к человеческим навыкам
Нейролингвистическое программирование находит широкое практическое применение в различных сферах человеческой жизни. В приведенном примере использование этого метода наглядно продемонстрирован в бизнес сфере. Именно при непосредственной работе с клиентами они имеют решающее значение
Нейролингвистическое программирование является системой различных идей и техник, которые используются и постоянно совершенствуются уже в течение 25 лет. Их эффективность подтверждена в работе продавцов и консультантов во всем мире, также оно нашло широкое применение в практическом руководстве для тех, кто стремится к переменам. Таким образом, НЛП предоставляет эффективные методы и пути улучшения результатов вашей деятельности, будь то коммуникации, работа в команде, проявление творческих навыков и лидерских качеств
Случай второй
Штатный административный работник претендовал на повышение, чтобы иметь возможность сотрудничать и взаимодействовать с инициативным, активным и деятельным руководителем компании. Но на это место претендовали еще два его соперника, обладавших всеми данными для данной должности. По сути все трое идеально подходили, но выбрать должны были одного. Когда работник постарался представить себя на месте босса и попытался рассмотреть кандидатов со стороны заказчика, он понял, что особенных различий между ними нет и все неплохо бы выполняли данную работу.
Таким образом, ему необходимо было определить то конкурентное преимущество перед другими кандидатами, которое позволило бы ему получиться данную должность. Для начала приоритет был отдан опыту и профессионализму кандидатов. Но работник понял, что уже обладает достаточным уровнем. Наиболее важным было установление отношений с руководителем, позволившим ему эффективно работать в паре со столь энергичным человеком. Когда его спросили, как именно он собирался помогать и поддерживать своего босса в его работе по управлению фирмой, служащий незамедлительно ответил, в первую очередь ему необходимо было научиться выражать свой энтузиазм и действовать столь же энергично, как и его руководитель. проявлять свою энергию так, чтобы идти в ногу с руководителем. В течение месяца с ним проводились различные занятия с целью раскрыть его потенциал и сделать его менее замкнутым при беседе и быть более открытым. Он понял, каким образом нужно вести себя, что казаться уверенным в себе человеком. Также проводилась работа по улучшению его ораторского мастерства и правильного применения жестов и мимики при общении. День собеседования становился все ближе и с его приближением нарастал энтузиазм работника в связи с новым повышением. При беседе он смог использовать все свои внутренние ресурсы, что показать себя волевым и энергичным человеком.