Таким образом, понятие «обучающая организация» (англ. learning company) означает:
■фирму, которая обучает;
■фирму, которая поощряет людей к обучению.
Обучающая организация
■поощряет руководителей и персонал к тому, чтобы они определяли свои собственные потребности в обучении;
■проводит регулярный анализ производительности и обучения отдельных сотрудников;
■поощряет сотрудников к тому, чтобы они ставили перед собой усложняющиеся задачи обучения;
■обеспечивает своевременную обратную связь в среде производственных показателей и достижений в обучении;
■проводит открытый анализ работы руководителей, чтобы тем самым помочь развитию остальных;
■помогает сотрудникам увидеть возможности обучения в действии;
■старается проводить новые эксперименты, на которых люди могли бы обучаться;
■обеспечивает процесс обучения или способствует ему;
■спокойно относится к некоторым ошибкам, если люди на них учатся;
■поощряет руководителей, чтобы они анализировали обучающую деятельность, принимали касающиеся ее решения и планировали.
В узком смысле профессиональное обучение определяется как процесс формирования у работников новых профессиональных навыков или знаний. Профессиональное обучение – непрерывный процесс, включающий последовательность периодически повторяющихся этапов:
1) определение проблем, для решения которых необходимо обучение;
2)определение источников финансирования обучения;
3)определение состава участников обучения;
4)определение целей и критериев оценки обучения;
5)определение содержания программ, выбор формы и методов обучения;
6)проведение обучения;
7) оценка эффективности обучения.
При определении проблем, для решения которых необходимо обучение. Следует руководствоваться потребностями развития компании, ее стратегическими целями, перспективными потребностями и планами подразделений, стандартами выполнения работы и нуждами сотрудников. Сопоставление требуемой и фактической результативности позволяет определить проблемные зоны. Однако эти зоны несоответствия могут быть вызваны не только уровнем знаний и навыков сотрудников, но также плохой организацией работ и недостаточной мотивацией персонала, т.е. связаны с необходимостью принятия нетренинговых решений. Поэтому информация, влияющая на выбор решения, должна быть полной и достоверной. Среди методов определения потребностей наиболее важны следующие:
■ наблюдение за работой персонала (сопоставление требуемых образцов с реальным поведением сотрудника);
■ аттестация (оценка результатов) – обучение рассматривается как один из эффективных методов улучшения работы;
■ выявление мнений руководителей и сотрудников с помощью регулярных опросов.
При определении источников финансирования обучения необходимо решить, будет ли оно полностью оплачиваться за счет организации, за счет ссуды или частично за счет самого сотрудника. Важные факторы, влияющие, на принятие решения, – критерий полезности обучения для данной фирмы (будет обучение общим или специальным) и финансовое состояние организации. Существует два подхода к составлению бюджета на обучение: на основе целей обучения (без ограничения общей суммы) и с учетом бюджетных ограничений. В условиях ограниченности ресурсов следует сопоставить потребности и возможности организации, установить приоритеты. Важное условие эффективных вложений – мониторинг рынка образовательных услуг: оценка их качества, а также прямых и косвенных затрат.
В процессе определения состава участников обучения нужно ответить на следующие вопросы: будет ли обучение обязательным для всех или отбор будет вестись на конкурсной основе, каковы критерии отбора, каковы стимулы для обучения. При планировании целесообразно выделять не только профессиональные, но и должностные, а также специфические категории: наставники, внутренние преподаватели, резерв на продвижение.
При определении целей и критериев оценки обучения важно помнить, что цели должны быть конкретными и специфическими, ориентированными на получение практических навыков, поддающимися оценке.
Следующий этап – определение содержания программ, выбор формы и методов обучения.
Преимущества внутрифирменного обучения, разрабатываемого и реализуемого исключительно для своих сотрудников, состоят в лучшем учете потребностей в специфическом виде повышения квалификации, активизации внутрифирменного взаимодействия за счет обмена опытом, относительно однородном составе участников, меньших расходах (в случае внутреннего поставщика) и лучших возможностях контроля.
Внешнее обучение необходимо, если число участников мало, нужны идеи извне, важна атмосфера непринужденности для отработки новых умений и навыков.
Достоинства обучения на рабочем месте: практическая направленность, связь с производством. Эта форма обучения оптимальна для выработки навыков, требующихся при выполнении текущих производственных задач, но она не дает возможности выйти за рамки конкретного предприятия, абстрагироваться от конкретной ситуации на рабочем месте.
К формам обучения вне рабочего места относятся семинары и курсы, среди используемых методов: лекции, кейсы, деловые игры, самостоятельное обучение.
При выборе методов обучения важно учесть, что эффективность обучения напрямую зависит от степени включенности слушателя в этот процесс. Попытка классификации методов обучения в зависимости от роли обучаемых лиц представлена в таблице 1.
Таблица 1
Сравнение методов обучения в зависимости
от степени включенности в него слушателя
Пассивная роль |
Активная роль |
Лекция Лекция – обсуждение Демонстрация Конференция Кейс – стади Ролевые игры Баскетбольная корзина |
Для эффективного планирования и координации деятельности по оказанию услуг необходимы точные прогнозы спроса. Они дают возможность руководителям предприятий распределять все виды ресурсов. Прогнозы снижают вероятность простоев оборудования и персонала, позволяют предотвращать возникновение в случае напряженного спроса «узких мест», которые в сфере обслуживания в большей степени, чем в производстве, приводят к потере потребителей, а следовательно, и доходов. Прогнозирование повышает эффективность сервисных организаций, позволяя им своевременно изменять загрузку мощностей и вовлекать в работу оптимальный объем материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Прогнозирование имеет особое значение в связи с несохраняемостью услуг, т.е. невозможностью создания «буферных» запасов, которые уравновешивали бы имеющиеся возможности организации в оказании услуг и изменяющийся спрос на эти услуги. Прогнозы широко используются в практической деятельности, поскольку значения прогнозных оценок – основа для принятия решений при оперативном, тактическом и стратегическом планировании. Очевидно, что точность и надежность прогноза существенно влияет на эффективность деятельности организации.