Главными целями Стратегии являются устойчивое функционирование и развитие хозяйственного комплекса республики, обеспечивающего повышение качества жизни населения республики до уровня наиболее развитых стран, позиционирование Башкортостана как опорного региона России.
Основные задачи Стратегии:
эффективное использование природно-ресурсного потенциала;
формирование инновационной модели экономики Башкортостана;
ускоренное развитие приоритетных видов экономической деятельности республики;
эффективное межрегиональное сотрудничество и кооперация;
повышение качества жизни населения.
Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Башкортостан на период до 2020 года:
1) модернизация экономики, направленная на повышение эффективности, конкурентоспособности, инновационной восприимчивости, обеспечивающая диверсификацию структуры экономики и значительный рост экспортного потенциала.
Новая модель обеспечит высокие темпы развития, эффективную интеграцию в мировое экономическое сообщество, укрепление благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата;
2) позиционирование Республики Башкортостан как одного из опорных регионов российской экономики, который обеспечивает развитие межрегиональных кооперационных связей на основе сочетания общероссийских и региональных интересов;
3) закрепление и расширение конкурентных преимуществ Республики Башкортостан в приоритетных видах экономической деятельности, которыми являются:
химия и нефтехимия;
агропромышленный комплекс;
машиностроение и металлообработка;
цветная металлургия;
транспорт;
строительство.
Параметры развития названных видов экономической деятельности будут конкретизированы в среднесрочных программах с учетом возможностей использования прямых и косвенных мер государственного стимулирования и реализации крупных инвестиционных проектов;
4) переход к новой модели пространственного развития экономики, рост инновационной составляющей экономики республики, увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирование развития новых технологий, новых видов продукции и услуг.
Реализация имеющегося в республике научного и технического потенциала позволит обеспечить переход к инновационно-ориентированной экономике;
5) развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни населения до уровня, сопоставимого с мировыми стандартами, что, с одной стороны, предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды, с другой, - повышение конкурентоспособности человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики.
Реализация Стратегии включает в себя три этапа:
I этап - 2006 - 2010 годы: обеспечение высоких темпов социально-экономического развития, накопление инновационных ресурсов;
II этап - 2011 - 2015 годы: реализация инновационной модели экономики Башкортостана, формирование межрегиональных кластеров в приоритетных видах экономической деятельности;
III этап - 2016 - 2020 годы: эффективная реализация накопленного экономического потенциала республики и достижение Башкортостаном передовых позиций среди регионов России по основным параметрам социального развития.
Главной задачей в развитии социальной сферы является формирование социально-экономической среды, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста, способного обеспечить высокое качество жизни населения за счет устойчивого расширенного воспроизводства, укрепления конкурентоспособности и экономической безопасности региона.
Человеческий потенциал является главным источником экономического роста и социального прогресса, который предусматривает приобретение необходимых знаний, квалификации, наличие здоровья, энергии и может быть использован в целях производства материальных и духовных благ, обеспечивая свободное развитие и самореализацию каждого человека.
Основными стратегическими целями социальной политики Республики Башкортостан являются:
обеспечение высокого уровня благосостояния и социального потребления населения, включая комфортное жилье, необходимое качество услуг в сфере образования и здравоохранения;
обеспечение гарантий защищенности и поддержки социально уязвимых граждан;
создание условий равного доступа всех граждан к основным социальным услугам;
обеспечение роста предпринимательской и инновационной активности на основе развития свободы творчества, самореализации каждого человека, достижение высокого уровня личной безопасности человека (безопасная среда обитания, социальная защищенность, низкий уровень преступности, эффективная система правоприменения);
устранение коррупции и повышение доверия граждан к институтам власти и проводимой политике (в том числе за счет повышения социальной защищенности и авторитета сотрудников правоохранительных органов);
повышение защищенности прав собственности (включая интеллектуальную), обеспечение соблюдения контрактных обязательств, независимости судебной системы.
Для повышения эффективности функционирования политико-правовых институтов, обеспечения безусловного исполнения законодательства необходимо решение следующих проблем:
обеспечение действенной защиты частной собственности, формирование в обществе понимания того, что способность обеспечивать защиту собственности - один из критериев благоприятного инвестиционного климата и эффективности государственной власти. Особое внимание должно быть уделено пресечению рейдерских захватов собственности;
противодействие коррупции не только в органах государственной власти, но и в государственных учреждениях, оказывающих социальные услуги населению, и в связанных с государством крупных промышленных и хозяйственных структурах (естественных монополиях). Необходимо радикальное повышение прозрачности деятельности, изменение системы мотивации должностных лиц, противодействие криминальному использованию государственными служащими служебного положения в личных интересах, усиление ответственности за правонарушения, связанные с коррупцией и злоупотреблением служебным положением, в том числе на основании косвенных признаков коррупции (принцип незаконного обогащения);
формирование устойчивого правосознания у граждан, в том числе в молодежной среде, правовая пропаганда среди населения, дальнейшее становление и развитие многоуровневой государственной системы профилактики правонарушений.
Реализация Стратегии обеспечивается скоординированной деятельностью Правительства Республики Башкортостан, министерств, ведомств, государственных комитетов, администраций муниципальных районов и городских округов, субъектов хозяйствования по решению поставленных задач.
Для достижения целей и решения задач Стратегии будет использоваться сложившаяся в республике целостная система государственного управления социально-экономическими процессами, основанная на методах краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и программирования.