в) развитие приоритетных направлений сельского хозяйства:
приоритетное развитие животноводства;
поддержка племенного животноводства;
развитие табунного коневодства;
развитие овцеводства и козоводства;
развитие пчеловодства;
проведение противоэпизоотических мероприятий;
поддержка элитного семеноводства;
производство рапса;
закладка многолетних насаждений;
г) достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
повышение доступности кредитов;
повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
снижение рисков в сельском хозяйстве.
Актуальным для республики является приоритетный национальный проект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", основными направлениями которого являются:
повышение доступности жилья для всех категорий граждан;
увеличение объемов жилищного строительства и достижение средней обеспеченности жильем общей площадью 25 кв. м на человека к 2015 году и 28 кв. м - к 2020 году;[5]
модернизация коммунальной инфраструктуры;
выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
переселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным;
увеличение объемов ипотечного кредитования.
Основными направлениями приоритетного национального проекта "Здравоохранение" являются:
формирование здорового образа жизни;
развитие первичной медико-санитарной помощи и совершенствование профилактики заболеваний;
повышение доступности и качества специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи;
совершенствование медицинской помощи матерям и детям;
осуществление денежных выплат работникам участковой сети (врачам - в размере 10 тысяч рублей, медицинским сестрам - 5 тысяч рублей);[6]
формирование реестра участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики и медицинских сестер участковой службы;
осуществление доплаты медперсоналу служб скорой медицинской помощи и фельдшерам сельских фельдшерско-акушерских пунктов;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинической службы путем оснащения диагностическим оборудованием и санитарным автотранспортом;
развитие профилактического здравоохранения;
обеспечение населения Республики Башкортостан высокотехнологичными видами медицинской помощи;
строительство и реконструкция больничного комплекса республики.
В целом реализация национального проекта в сфере здравоохранения позволит приблизиться к основным показателям состояния здоровья населения, отвечающим пороговым значениям стратегии национальной безопасности страны.
Реализация национального проекта "Образование" осуществляется по следующим направлениям:
выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководителя в государственных и муниципальных общеобразовательных школах;
поддержка в виде грантов учреждений профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы;
поощрение на конкурсной основе лучших учителей;
совершенствование организации школьного питания;
развитие дистанционного образования детей-инвалидов, использование современных информационных технологий и образовательных ресурсов;
создание сети общеобразовательных учреждений, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена;
информатизация образования, повышение эффективности использования интернет-ресурсов и информационно-коммуникационных технологий, оснащение школ компьютерными классами;
государственная поддержка способной и талантливой молодежи;
поставка школьных автобусов и учебного оборудования для общеобразовательных учреждений;
развитие муниципальных программ образования детей дошкольного возраста.
Реализация приоритетных направлений развития республиканской системы образования на основе стратегического партнерства государства, общества и бизнеса позволит создать условия для эффективного включения образования в процессы повышения уровня благосостояния граждан, сохранения социальной стабильности, развития институтов гражданского общества и обеспечения устойчивого социально-экономического развития республики.
В настоящее время целевые программы являются наиболее отработанным механизмом в реализации государственной экономической политики.
Одним из основных инструментов привлечения средств федерального бюджета в экономику и социальную сферу республики являются федеральные целевые программы.
Республика Башкортостан в 2007 году принимала участие в реализации 39 федеральных целевых программ и подпрограмм. По кругу решаемых задач федеральные целевые программы сгруппированы по следующим разделам: "Развитие инфраструктуры", "Новое поколение", "Реформирование правосудия", "Безопасность жизнедеятельности и сохранение окружающей среды", "Новая экономика" и "Региональный паритет".
Кроме того, в республике реализуются 93 республиканские программы, в том числе 33 республиканские целевые программы.
Республиканские целевые программы финансируются из бюджета Республики Башкортостан по статье расходов "Республиканские целевые программы".
Особое место в механизме реализации Стратегии занимает применение программно-целевого метода управления, использование которого предполагает:
соответствие программ поставленным стратегическим целям и задачам;
ориентацию целевых программ на устойчивое развитие, повышение конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности;
внедрение индикативных методов планирования и управления в республике;
проведение мониторинга, анализа и прогнозирования влияния различных факторов на реализацию Стратегии, развитие экономической и социальной ситуации в регионе;
корректировку республиканских программ развития в зависимости от изменений ситуации во внешней и внутренней среде;
активизацию внутренних факторов развития республики в условиях ограниченности ресурсов.
Для максимально эффективной реализации Стратегии необходимо дальнейшее совершенствование механизмов формирования и реализации целевых программ, уточнение нормативной правовой базы, регламентирующей порядок разработки, утверждения и реализации целевых программ.
Эффективность целевых программ будет значительно повышена при их укрупнении и объединении в единые программные комплексы (блоки) с учетом выделенных основных стратегических направлений социально-экономического развития республики.
Переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования обеспечит прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования в соответствии с установленными приоритетами.
В целях повышения результативности бюджетных расходов и оптимизации управления бюджетными средствами предусматривается разработка и реализация ведомственных целевых программ - основной формы реализации программно-целевого метода государственного регулирования.