Цель мониторинга Стратегии - оперативное обеспечение органов государственной власти полной и адекватной информацией о ходе ее реализации для принятия эффективных управленческих решений, необходимых для достижения намеченных целей. Мониторинг призван обеспечить сопоставимый анализ фактических и целевых показателей Стратегии, корректную оценку влияния результатов реализации на социально-экономические процессы. Эффективность мониторинга требует решения следующих задач:
обеспечение постоянного контроля за реализацией Стратегии в целом и ее отдельных направлений, сопоставление фактических значений с намеченными темпами и ориентирами развития;
выявление отклонений социально-экономических показателей от намеченного уровня, анализ причин отклонений и оценка их влияния на возможность достижения целевых ориентиров;
формирование рекомендаций по корректировке существующих мер по обеспечению необходимых темпов экономического роста.
Структура мониторинга Стратегии состоит из трех взаимосвязанных подсистем:
оценка изменений внешних условий и факторов (внешней среды), которая проводится в целях изучения и последующего учета;
анализ хода и эффективности реализации намеченных мероприятий (среднесрочных программ, в том числе инвестиционных проектов, целевых и территориальных программ), соответствия сроков реализации, объемов и условий их финансирования;
оценка общих результатов реализации Стратегии, выработка рекомендаций по корректировке мероприятий и сроков их выполнения, обеспечивающих достижение намеченных конечных целей и решение поставленных задач.
Стратегия представляет собой систему приоритетов, целевых ориентиров и мер по их достижению, обеспечивающих устойчивое и поступательное развитие хозяйственного комплекса и на этой основе поэтапное повышение качества жизни населения до уровня наиболее развитых стран.
Реализация Стратегии предполагает развитие и повышение конкурентоспособности хозяйственного комплекса республики, характеризующегося следующими стратегическими ориентирами:
рост валового регионального продукта в 2,3 раза;
рост объема промышленного производства в 2,3 раза;
рост объема валовой продукции сельского хозяйства в 1,9 раза;
ввод в действие до 2020 года 25 - 30 млн. кв. м жилья;
увеличение объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции к 2020 году до 30%;
рост реальных располагаемых денежных доходов населения в 3,2 раза;
сокращение уровня бедности до 4,5%;
обеспечение средней продолжительности жизни до 75 лет.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выбор временного периода до 2020 года обусловлен, с одной стороны, реализацией важнейших инвестиционных проектов, которые носят долгосрочный характер, поэтому меньший горизонт программирования не позволит адекватно определить перспективы развития, с другой стороны, необходимостью обеспечения прозрачности и стабильности государственной политики.
Хозяйственный комплекс республики рассматривается не только как целостный объект развития, но и как множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих между собой и взаимодополняющих друг друга. Охвачены все уровни управления и хозяйственных отношений, определяющих качество и темпы социально-экономического развития республики.
В Стратегии отражен взвешенный подход к оценке существующих проблем развития ключевых видов экономической деятельности республики, результатом которого стали два сценария развития: инерционный сценарий предполагает сохранение существующих препятствий для развития, инновационный - их преодоление.
В Стратегии определены конкретные стратегические цели, задачи, ориентиры и предполагается реализация сценария интенсивного развития республики через формирование инновационной модели, что соответствует стратегическому курсу России.
При разработке Стратегии использовались современные методы экономического анализа факторов внутренней среды и экспертной оценки факторов внешнего окружения, оценки конкурентных позиций, позволившие определить базовый стратегический вектор развития хозяйственного комплекса республики.
При формировании Стратегии реализован подход, включающий оценку потенциала каждого вида экономической деятельности в контексте общемировых и общенациональных тенденций развития, что особенно оправданно для хозяйственного комплекса республики, вовлеченного во внешнеэкономические связи.
Стратегия предусматривает сохранение высоких темпов экономического роста. Вместе с тем учитывается и то, что устойчивое экономическое развитие - это не просто увеличение масштабов экономики, а качественное совершенствование продуктов и факторов производства, переход общества и экономики на новые уровни своего развития.
Республика Башкортостан, опираясь на сложившееся стратегическое партнерство власти, гражданского общества и бизнеса, накопленный свой и мировой опыт, имеет реальную возможность реализовать и приумножить своей потенциал, укрепить лидирующие позиции среди регионов России и обеспечить достойную жизнь своим гражданам.