К концу XIX – началу XX века появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это стало ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Рубеж XIX – XX веков стал периодом формирования классического направления менеджмента (классической школы управления), которая включала в себя три области.
1. Научный менеджмент: акцент был сфокусирован на проблеме повышения производительности труда посредством внесения в процесс управления научно обоснованных изменений (Ф. У. Тейлор, Г. Гант, Ф. Гилберт).
2. Административный менеджмент: внимание уделялось организации в целом и таким функциям как планирование, организация, координация, мотвация и контроль (А. Файоль, М. П. Фоллет).
3. Концепция бюрократических организаций предполагала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников, ведение формальной отчетности, разделение собственности и управления, что должно было строиться на безличной, рациональной основе (М. Вебер).
Теория административного управления Анри Файоля до сих пор не теряет своей актуальности. Главная ее особенность заключается в том, что она базируется на изучении проблем общего менеджмента организации. Если школа научного управления фокусировалась на изучении отдельных операций производственного процесса, то административная школа обратила свое внимание на предприятие как целостное образование, требующее эффективного управления.
Управлять, утверждал Файоль, значит вести предприятие к его цели, извлекая возможности из всех имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели – значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов [4, с. 73-77].
Следует отметить, что авторы теории административного управления в большинстве своем сами являлись руководителями высшего звена, в том числе и Анри Файоль. Потому вполне закономерно, что в своих исследованиях он исходил, в первую очередь, из личных наблюдений, а не основывался на научной методологии, а также старался взглянуть на организацию с точки зрения перспективы, определить ее общие характеристики и закономерности. Целью Анри Файоля было создание универсальной схемы управления, использование которой привело бы предприятие к успеху. Разработка данной схемы осуществлялась в двух направлениях.
Первое направление заключалось в формировании рациональной системы управления. В работах Файоля этот аспект нашел выражение в разработанной им классификации функций управления, которые должны были обеспечить наиболее оптимальный способ функционирования организации.
Второе направление касалось структуры организации и управления работниками и нашло свое выражение в принципах Анри Файоля, которые на сегодняшний день известны по всему миру [11].
административный управление менеджмент планирование
Уникальность исследования Анри Файоля заключается в том, что он впервые предложил рассмотреть процесс управления, или администрирования (данный термин ученый считал более точным), как самостоятельный объект исследования. Файоль понимал, что управленческая деятельность на каждом отдельном предприятии может иметь свои особенности, отличаться в зависимости от размера организации, уровня в управленческой иерархии и т. п. Однако, несмотря на это, она обязательно должна включать в себя пять универсальных функций: планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль.
1. Планирование выражается в разработке программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на краткосрочную и долгосрочную перспективу. В процессе планирования формулируются цели предприятия, общие и частные, создаются образцы и эталоны будущих результатов деятельности, обозначаются ресурсные возможности и т. п.
По Файолю, управление подразумевает взгляд вперед, на перспективу, поэтому функция планирования по сути являет собой процесс предвидения (например, предвидение изменений экономической и политической ситуации в стране, изменений финансовых возможностей фирмы и т. п.). Файоль считал, что "предвидеть . означает исчислять будущее и подготавливать его; предвидеть – это уже почти действовать" [10, с. 115].
Результатом функции планирования (и предвидения) является план (по Файолю, это "конечная цель, руководящая линия поведения, этапы предстоящего пути и средства, которые будут пущены в ход" [10, с. 117]). Чтобы этот документ был достоин настоящего менеджера-управленца, по мнению Анри Файоля, он должен обладать следующими характеристиками:
· единство, которое подразумевает, что задачи каждого подразделения организации должны быть связаны друг с другом и не противоречить;
· неразрывность, выражающаяся в проведении как краткосрочного, так и долгосрочного планирования;
· гибкость, позволяющая адаптировать "сценарий будущего" (плана) к изменяющимся обстоятельствам;
· точность, подразумевающая предсказание наиболее вероятного развития событий [2].
Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений.
2. Организация – это функция, сущностью которой является создание самой управленческой структуры предприятия, т. е. обеспечение необходимого уровня формализации, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия.
Следует отметить, что Анри Файоль различал материальную и социальную организацию.
Материальная организация включает в себя обеспечение предприятия необходимыми материалами, капиталом, оборудованием и др. [6, с. 130-131]
Социальная организация подразумевает обеспечение предприятия кадровыми ресурсами и формирование системы управления данными кадрами. Социальный организм фирмы должен быть способен выполнять все операции, необходимые для осуществления производственного процесса. В связи с этим Анри Файоль приписывал социальной организации следующие "обязанности":
· формирование системы отношений власти и подчинения, исключающей двойное подчинение и имеющей приемлемые нормы управляемости;
· обеспечение руководителей всех уровней требуемыми прерогативами и ресурсами власти;
· определение системы санкций за нарушение норм организации;
· выработка ролевых требований для каждого члена организации и границ каждой роли;
· обеспечение условий и ресурсов для выполнения ролевых функций каждым членом организации;