· и другое [7].
3. Распорядительство – это функция управления, сущность которой заключается в предъявлении руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, в распределении ответственности между сотрудниками, а также в постоянном воздействии на поведение членов организации [8].
Целью распорядительства является извлечение наибольшей пользы и выгоды из работы подчиненных в интересах предприятия. Анри Файоль считал, что руководитель, исполняющий функцию распорядительства, должен придерживаться следующих правил:
· знать в совершенстве своих подчиненных;
· увольнять работников, выполняющих свои обязанности не на должном уровне;
· хорошо знать условия, связывающие предприятие и служащих;
· подавать положительный пример;
· производить периодическое инспектирование социального организма предприятия;
· проводить совещания с ведущими работниками предприятия с целью согласования единства направлений и усилий;
· стремиться к тому, чтобы среди персонала предприятия господствовали активность и преданность;
· не уделять мелочам много внимания в ущерб решению важнейших вопросов [2].
Функция распорядительства должна ориентировать сотрудников предприятия на качественное выполнение ими своих обязанностей. Известно, что цели работника далеко не всегда совпадают с целями организации. Для того чтобы данный диссонанс не вредил жизнедеятельности организма предприятия, руководитель должен распорядиться так, чтобы сотрудник и мог, и хотел выполнить данное ему поручение. Для этого управленцу необходимо использовать различные формы власти (личный авторитет, собственные знания, принуждение и т.д.), а также мотивационные инструменты (премии, похвала, повышение и т. п.). Последнее позволяет говорить о том, что функция распорядительства близка к функции мотивации (процесс побуждения и стимулирования сотрудников к эффективной деятельности для достижения целей организации), хотя и не полностью восполняется ею [6, с. 145].
4. Координация – функция, главной целью которой является достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве. Следует отметить, что эти связи могут носить самый разнообразный характер. По содержанию они могут быть техническими, экономическими, организационными; по иерархическому признаку они классифицируются в зависимости от уровней взаимодействующих подразделений управляемого объекта. Управление предприятием через функцию координирования призвано рационально организовать всю совокупность связей на основе их изучения и совершенствования [7].
Анри Файоль считал, что одно из основных условий успешной деятельности организации – это согласованность действий. Эти действия не только не должны противоречить друг другу, но и напротив, дополнять друг друга и вести к одной цели – цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.
5. Контроль – наиболее важная функция управления, являющая собой конечный итог всей управленческой деятельности. Данная функция заключается, прежде всего, в проверке исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом.
Известно, что как бы хорошо ни были разработаны программы действий, они, как правило, не могут быть выполнены так, как были задуманы. Всевозможные препятствия, нарушения, непредвиденные обстоятельства с легкостью разрушают даже самый дальновидный план. Чтобы эти нарушения не привели к печальным для предприятия последствиям, необходимо применять функцию контроля [8].
Согласно Файолю, основополагающими аспектами осуществления функции контроля являются:
· выбор способа контроля (жесткий способ контроля, контроль с помощью группы и др.);
· выбор масштаба контроля, частоты и силы вмешательства руководителя в производственный процесс;
· выбор метода положительного и отрицательного стимулирования для достижения наименьшего отклонения от плановых норм [7].
В таблице № 1 в систематизированном и схематичном виде представлена классификация функций управления согласно теории Анри Файоля.
Таблица № 1
Функция управления |
Сущность функции |
Планирование |
Установление целей и путей их достижения, разработка программы действий предприятия по техническим, финансовым, коммерческим и другим операциям на краткосрочную и долгосрочную перспективу |
Организация |
Разработка структуры управления, распределение полномочий и ответственности, привлечение в организацию необходимых ресурсов и формирование условий, позволяющих организовать эффективную и качественную работу всего предприятия |
Распорядительство |
Предъявление руководителем требований к подчиненным в отношении выполнения ими своих обязанностей, распределение ответственности между сотрудниками, постоянное воздействие на поведение членов организации |
Координация |
Достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве |
Контроль |
Проверка исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом и исправление выявленных нарушений |
Таким образом, Анри Файоль, разработав систему рационального управления, определил основные функции менеджера-управленца, который для эффективной деятельности предприятия должен:
· планировать – учитывать все возможные изменения, касающиеся деятельности предприятия, и вырабатывать программу действий;
· организовывать – строить двухуровневый материальный и социальный организм предприятия, формировать саму управленческую структуру;
· распоряжаться – распределять ответственность и стимулировать сотрудников работать на должном уровне;
· координировать – связывать, объединять, гармонизировать действия и усилия всех подразделений (частей) предприятия;
· контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям [10, с. 290].
Разработанная Анри Файолем теория административного управления, определяющая совокупность функций, которые должен выполнять руководитель, несомненно, оказала существенное влияние на менеджмент как отрасль научного знания. Более того, данная теория составила базис "управленческой науки", поэтому даже спустя годы основные функции менеджера остались неизменными [7].
Однако нельзя не отметить, что со времени разработки Анри Файолем его теории прошло порядка столетия, а потому в системе функций управления произошли некоторые (частичные) изменения. В частности, к пяти основополагающим традиционным функциям (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль) добавились новые.