Расширение функциональной совокупности связано с усложнением среды управления, многочисленными изменениями в экономической и социальной структуре современного общества, необходимостью максимального использования всех внутренних резервов предприятия, в том числе и управленческого потенциала менеджеров, а также значительным ростом влияния управленцев на конечные результаты деятельности предприятия [3].
Функции современного менеджера расширяются день ото дня, процессы их интеграции и появление новых происходят непрерывно. Однако предлагаемые впоследствии различными исследователями варианты системы функций управления не затрагивали фундаментальных основ классической концепции и касались, главным образом, лишь отдельных (наиболее важных, по их мнению) сфер управления, привнося изменения и дополнения "косметического" характера.
Среди дополнительных функциональных обязанностей менеджера, продиктованных условиями современности, можно выделить следующие:
· Реакцию на изменения и угрозы внешней и внутренней сред. Данная функция означает необходимость развития способностей гибко и своевременно изменять стратегию деятельности предприятия в условиях появления новых факторов угроз, а также готовность противодействия этим угрозам, которые могут иметь как внешнее, так и внутреннее происхождение;
· Повышение конкурентоспособности управляемого подразделения (участка) с учетом достижений аналогичных подразделений компаний-лидеров. Следует также отметить, что конкуренция в эффективно работающих компаниях является не только внешней, но и внутренней. Последняя начинается на рабочих местах компании. Современным менеджерам необходимо уделять внимание росту индивидуальной конкурентоспособности, основанной на открытом соревновании, внутри самого предприятия;
· Организацию межличностных и сетевых коммуникаций, которые включают в себя обмен информацией путем личного общения и через компьютерные информационные сети. Деятельность менеджера неразрывно связана со сбором и анализом информации для принятия управленческих решений. Современная ситуация характеризуется недостатком информации в условиях ее избытка. Именно поэтому способность менеджера использовать современные информационные технологии, средства коммуникации, а также четко формулировать и доводить информацию до исполнителей являются необходимым условием успеха;
· Организацию непрерывного обучения и самообучения. Данная функция обусловлена быстрым обновлением производств, продуктов, появлением новых методов и технологий управления, что приводит необходимости постоянно повышать собственную квалификацию, изучать инновационные механизмы и технологии, заимствовать опыт зарубежных коллег и т. п.;
· Обеспечение социальной ответственности, что означает осознание менеджером своей особой роли во влиянии на личности других людей, которые находятся в его подчинении. Менеджер – это не просто начальник, это человек, оказывающий огромное влияние на своих сотрудников, на их поступки, нравственную систему ценностей и т. п. Социальная ответственность современного руководителя подразумевает следование общечеловеческим ценностям в управлении, соблюдении норм, а также учете индивидуальных особенностей и потребностей всех сотрудников;
· Развитие самоуправления, которое предусматривает разработку схемы участия каждого сотрудника в процессе управления компанией в соответствующем занимаемой им должности объеме;
· Создание положительного имиджа компании и руководства в целом: данная функция включает в себя деятельность, обеспечивающую укрепление рыночного и социального положения компании. Ошибки менеджера во взаимодействии всего с одним клиентом могут привести к общему снижению имиджа фирмы и следующей за этим потере значительной доли рынка, снижению отдачи вложенных в нее инвестиций. Именно поэтому на сегодняшний день менеджер являет собой не только механизм, обеспечивающий слаженность действий всех подразделений, но и лицо компании;
· Формирование благоприятного климата в коллективе, а также повышение собственного имиджа в глазах подчиненных (данная функция продолжает предыдущую посылку). Менеджер формирует отношения внутри и вне организации, поэтому он должен быть лидером, за идеями которого люди захотят идти [5]. Следует еще раз подчеркнуть, что теория Файоля многократно подвергалась попыткам существенного изменения и совершенствования, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций, и реже к замене одних функций на другие либо к их сокращению с целью упрощения и обобщения. Однако, несмотря на некоторые нововведения современности, исходная концепция Анри Файоля выдержала длительную проверку временем и до сегодняшнего дня в силу своей фундаментальности занимает доминирующие позиции не только в учебной и научной литературе, но и в практической управленческой деятельности. Все дополнительные функции носят частный, второстепенный характер в сравнении с функциональным базисом французского исследователя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Общий итог работы заключается в следующем выводе: на сегодняшний день теория административного управления Анри Файоля является основополагающей при определении функциональной нагрузки современной управленческой деятельности. Главный вклад Файоля в теорию менеджмента состоит в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс (в этом же заключается и особенность всей теории), состоящий из пяти функций, являющих собой основу всего каркаса управления и организационной иерархии.
В данной работе выявлены основные предпосылки возникновения теории административного управления Анри Файоля. К таковым относятся стремительный рост производства сил на базе крупной машинной индустрии, резкий рост масштабов и объемов управления, а также осознание того факта, что главным звеном в производственном процессе является не столько материальные (земля, капитал, труд), сколько управленческие факторы. Новый взгляд на управление как на особую деятельность, требующую детального изучения (ведь именно она определяет успешность и рентабельность предприятия), подтолкнули многих исследователей и ученых взяться за теоретическую разработку основ менеджмента. В числе данных исследователей оказался и Анри Файоль, который взялся за функциональное направление менеджмента.
В работе определены основные функции управления согласно теории Анри Файоля. К таковым относятся планирование (установление целей и путей их достижения, разработка программы действий предприятия), организация (разработка структуры управления, распределение полномочий и ответственности, привлечение в организацию необходимых ресурсов), распорядительство (распределение ответственности между сотрудниками и постоянное воздействие на поведение членов организации), координация (достижение соответствия и согласованности между различными частями предприятия путем установления рациональных связей в производстве) и контроль (проверка исполнения заданий подчиненными в соответствии с принятым планом и исправление выявленных нарушений).
Рассмотрены основные функции управления в современном менеджменте, которые во многом дублируют иерархию функций, разработанную Анри Файолем. Теория Файоля многократно подвергалась попыткам существенного изменения, что обычно приводило к росту числа предлагаемых функций или к замене одних функций на другие. Однако все дополнительные функции носят частный, второстепенный характер в сравнении с функциональным базисом французского исследователя. К "дополнениям" современности можно отнести следующие функции управления: реакция на изменения и угрозы внешней и внутренней сред, повышение конкурентоспособности управляемого подразделения (участка), организация межличностных и сетевых коммуникаций, организация непрерывного обучения и самообучения, обеспечение социальной ответственности, развитие самоуправления, создание положительного имиджа компании и руководства в целом, формирование благоприятного климата в коллективе, а также повышение собственного имиджа в глазах подчиненных.