При осуществлении данной роли принимаются в расчет:
Сущность маркетинговой деятельность заключается в том, что она не только обеспечивает совершенствование управления производством и сбытом продукции, но и является сложным социально – экономическим процессом, важной целью которого становится обеспечение наиболее полного удовлетворения потребностей и спроса потребителей, получением на этой основе прибыли, необходимой для развития собственного производства и, тем самым, решения социальных вопросов предприятия.
Маркетинговая деятельность современного предприятия – это система мер воздействия на рынок и потребительский спрос с учетом возможности получения прибыли за счет максимального удовлетворения запросов потребителей.
Предприятие, которое осуществляет маркетинговую деятельность, разрабатывает программы по новым товарам, производство которых и сбыт оно намечает осуществить по результатам маркетинговых исследований рынка. Маркетинг, используемый предприятием, создает не только условия для успешного выхода на рынок, но способствует закреплению и расширению позиций предприятия на рынке.
Основными предпосылками возникновения маркетинговой деятельности предприятия являются:
превышение спроса над предложением, т.е. наличие рынка покупателей;
здоровая конкуренция товаропроизводителей, развитая рыночная инфраструктура;
рост жизненного уровня населения и соответственно увеличения спроса на товары широкого потребления и роскоши;
стремление предприятий к расширению рынков сбыта и увеличению прибыли.
Обязательным требованием маркетинговой деятельности становится переход к формированию производственных программ и ассортимента продукции на основе тщательного изучения потребительского спроса.
Маркетинговая деятельность предприятия должна базироваться на основных принципах маркетинга и технологии маркетинга (рис.1.4, 1.5).
Рис.1.4 Основные принципы маркетинга
Рис. 1.5 Технология маркетинга
Практика применения маркетинга в современных условиях показывает, что использование определенных элементов мало эффективно необходим системный, комплексный подход.
Анализ условий возникновения маркетинговой деятельности на российском рынке показывает, что они отсутствуют по основным критериям, прежде всего, жизненный уровень низкий, отсюда активность потребительского рынка под вопросом, здоровая конкуренция так же проблематична, ибо анализ показывает наличие скорее олигополии, чем монополистической или сводной конкуренции на рынке.
Именно поэтому за фасадом отделов и служб маркетинга скрывается все тот же обыкновенный сбыт товаров, которые «у производителя есть», и имеют место элементы маркетинга, а не весь комплекс, что «сказывается на эффективности деятельности и приводит к разочарованию маркетинговой концепции по данным исследования «Интеллект - сервис групп» г. Хабаровска на 100 предприятий 17,6% имеют службу маркетинга, а 6, 2 % занимаются вопросами маркетинга на основе принципов и подходов.
Современные условия позволяют бизнесу получать прибыль без активного внедрения маркетинга.
Вместе с тем, предприятия использующие подходы маркетинга в своей деятельности не уступают в краткосрочном плане своим конкурентам и имеют преимущества в долгосрочной перспективе.
При рассмотрении содержания маркетинговой деятельности предприятия используем системный подход.
Исходя из того, что маркетинговая деятельность предприятие является системой, рассмотрим следующие компоненты системы.
Область (подсистема) целеполагания – обеспечивает управленческую функцию – принятие решения.
Коммуникативная подсистема – обеспечивает систему связей и информационную систему маркетинга (тем самым реализует управленческую функцию – организация деятельности).
Содержательно – организационная подсистема – (реализует управленческую функцию – организация деятельности).
Аналитико–результативная подсистема – (реализует управленческую функцию контроля, а так же изначальное звено области целеполагания).
Менеджмент, проводя маркетинг (от изучения динамики запросов и предпочтений потребителей до определения ниш рынка фирмы) имеет одну ясную и определенную, а главное вполне измеримую количественную цель – увеличить объем продаж, обеспечить рост предприятия. В условиях конкуренции рост объемов продаж, рост объемов реализованной продукции – самый важный показатель, главный критерий эффективной хозяйственной деятельности. Без этого предприятие рано или поздно вылетит из бизнеса.
Таким образом, область целеполагания, включающая в себя цель маркетинговой деятельности, задачи и функции, возможно, представить следующим образом:
1. Цель маркетинговой деятельности:
2. Основные задачи маркетинговой деятельности:
Исследование и анализ рынка по направлениям:
а) производство;
б) сбыт;
в) торговля;
г) реклама;
д) ценовая политика;
Разработка стратегии маркетинговой деятельности.
Анализ связей товар – потребитель (потребительские свойства; сопоставление параметров технических и потребительских).
Анализ конкурентоспособности предприятия, товара.
Изучение конъюнктуры рынка, динамики и показателей спроса.
Сегментация рынка.
Позиционирование товара.
Планирование ассортимента продукции.
Разработка инновационной политики выпуска продукции.
Определение ценовой политики предприятия.
Разработка товарных знаков и упаковки.
Выбор каналов товародвижения и сбыта продукции.