Выход на прямых поставщиков позволил обеспечить 46% прямых поставок, что в 18 раз больше, чем в 1996г. и на 16 – 24% больше, чем у конкурентов.
Доля импортных производителей составляет 23,02%, отечественных - 76,98%. Из них 35,42% приходится на четыре фирмы («Вита», «Акрахим», «Лек», «Фарко»).
Реализация данной политики привела к увеличению числа клиентов фирмы.
В результате активизации своей деятельности (ее расширения), фирма эффективно работала в 1998 году на восьми рынках, а также вышла на новые два - Магадан и Петропавловск-Камчатский – с соглашениями о поставках с 1999 года.
Таким образом, рост числа клиентов, прежде всего за счет активизации деятельности на региональных рынках:
В то же время в Хабаровске компания уменьшила объем продаж на 8,1%.
Состав покупателей позволяет определить компании основные задачи по созданию условий сбыта и политики по отношению к покупателям (оптовикам).
Так как шесть крупных оптовиков составляют 21,95 % от объема продаж, т.е. 0,7% покупателей приобретают 21,95% товара.
В менеджменте для оптимизации работ с ними используют:
Еще 15,4% покупателей приобрели 39,7% продукции.
Таким образом, 16,1% покупателей приобрели 61,65% продукции. Именно на эту группу покупателей менеджмент обращает маркетинговые усилия, в основе которых:
1. Поддержание постоянного контакта с использованием ДМ (дейл – маркетинга).
2. Личные контакты руководства компании и менеджеров отдела продаж;
3. Содействие сбыту посредством обеспечения рекламной продукции, оборудованием;
4. Стимулированием сбыта созданием выгодных условий (транспортировка, отправка грузов, льготы, премии и т.п.).
Автор показал систему сбора и обработки информации, а также использование менеджментом в этом вопросе графических методов, позволяющих отслеживать как динамику сбыта, так и результаты деятельности ответственных исполнителей.
Таким образом, результаты деятельности компаний (показатели и их динамика) свидетельствует о действенности коммерческой системы ориентированной на маркетинг.
Системность организации коммерческой деятельности ориентированной на маркетинге определяется:
Маркетинговый подход на фирме определяется посредством использования следующих элементов:
исследование рынка и потребителей;
создание связки товар – потребитель, посредством координации снабженческой, финансовой и сбытовой служб.
воздействием на потребителя не на основе стратегии «проталкивания товара», а на основе использования связки «мотив (потребителя) – возможности (компании) – стимулирование (потребителя)».
Исследования организации маркетинга на предприятии не подтвердили гипотезы о том, что
предприятие не использует маркетинговый подход;
организация службы не соответствует функциям и целям маркетинга.
цели отсутствуют.
Вместе с тем имеет место подтверждение о проблемах использования элементов маркетинга – прежде всего конкуренты («Феррейн») используют ФОССТИС более агрессивно и эффективно, что позволяет отвоевывать рынок у конкурентов.
Маркетинговая деятельность компании базируется на основных принципах маркетинга.
В то же время приоритет отдается воздействию на рынок, формированию спроса. Именно этому соответствует стратегия снижения цен и активизация SP (содействие продажам).
Однако конкуренция, обострившаяся с выходом на рынок Московских компаний, заставляет менеджмент больше уделять внимание анализу рынка и оценки конкурентоспособности. Именно поэтому в конце 1997 года в штат коммерческой службы был введен маркетолог.
Воздействие на рынок осуществляется на основе рекомендаций, полученных в результате исследования рынка и оценки конкурентоспособности фирмы.
Основными методами маркетинговых исследований являются:
В то же время ставится задача ежегодно комплексного изучения рынка и оценки конкурентоспособности.
Так в апреле-мае 1998 года отделом оценки рыночной ситуации совместно с компанией «Интеллект - сервис» было проведено исследование фармацевтического рынка г. Хабаровска.
Ставились следующие задачи:
Для решения этих задач была обработана вся существующая вторичная информация о фармацевтическом рынке. Ее источниками были «Фармацевтический вестник» СМИ России, Хабаровска, профессиональные издания, годовые отчеты статистического управления и управления здравоохранения Хабаровского края, отчеты компании.
Для сбора первичной информации были использованы два метода: опрос потребителей, наблюдения за потребителями.
Для опроса был использован метод «случайной выборки» всего опрошено 100 покупателей аптек; 10 оптовиков г. Хабаровска; 10 оптовиков региона; 10 руководителей медицинских учреждений.
По результатам был представлен отчет с рекомендациями.
Существенная часть рекомендаций была использована менеджментом после обсуждения в компании и решения генерального директора.
Изучение рынка позволило выявить следующие показатели:
1. Имеет место повышение спроса на медицинские препараты; при росте объемов производства в России доля импорта составляет 58%.
2. Увеличение объемов выпуска медицинских препаратов Дальхимфарм завода в 1,7 раза;
3. Российское промышленность производит 78,6% ассортимента необходимых средств;
Колебание цен на мировом рынке незначительное – 0,8 + 2,6%%;
5. По аналогичным группам товаров отечественный производитель не уступает импортному, хотя продвижение товара явно уступает.