Рынок, на котором функционирует компания ООО «ЛайтСтар» является рынком светотехники. Проведем его анализ.
Российский рынок светотехники достаточно обширен и разнообразен, благодаря чему он сохраняет привлекательность для большого и среднего бизнеса. По оценке экспертов, в этом секторе «крутится» более 400 миллионов долларов.
На рынке сложилась абсурдная ситуация, когда лампы в Россию ввозят и продают 62 страны, причем зачастую такие, которые даже не имеют собственного производства, в частности Австралия и Новая Зеландия, а мощности отечественных электроламповых заводов используются лишь частично. В последние годы достаточно большое влияние на рынок светотехнической продукции оказывают разветвленные сети частных коммерческих фирм. Только в Москве и московском регионе их насчитывается около 1900, что в 8-10 раз больше, чем было 5-6 лет назад. Кроме того, именно в Москве реализуется наибольший объем элитного и эксклюзивного товара, прежде всего бытовых светильников и приборов для таких общественных зданий, как банки, гостиницы, рестораны. Среди них особое место занимают люстры из венецианского стекла, которые по праву могут считаться королевами рынка. Что касается проникновения импортной продукции в Центральную Россию, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток, Краснодарский и Ставропольский края и другие регионы страны, то оно весьма ограничено.
По ценовым группам все светильники, по мнению экспертов, можно разбить на четыре группы: 1-я группа – дешёвые, в большинстве своем отечественные светильники стоимостью 30-60 долларов. Во 2-ю группу входит товар стоимостью до 100 долларов — это в основном импортные светильники из Польши, Турции, ОАЭ. К 3-й группе относятся дорогие светильники, стоимость которых достигает 100-500 долларов, это преимущественно импорт из Италии, Испании, Германии, Австрии. В 4-й группе элитные светильники с авторским дизайном в основном из Италии и Австрии стоимостью выше 500 долларов.
Что касается спроса, то эксперты отмечают, что в провинции в основном пользуются успехом светильники средней ценовой категории при европейском качестве. А вот в Москве и Санкт-Петербурге, по данным маркетинговых исследований, рынок бытовых светильников достиг высокого уровня насыщенности, к тому же наблюдается перенасыщенность элитного сегмента рынка. Впрочем, в целом дифференциация спроса по регионам имеет стойкую тенденцию к усилению. Так, рынок Северо-Западного региона отдает предпочтение светотехнической продукции скандинавского или германского производства. Северо-Кавказский регион отдает предпочтение австрийским светильникам, а также "подражаниям" преимущественно турецкого и иранского производства. Что же касается светильников с хрустальными элементами, то рынок ими перенасыщен, в результате чего уровень цен на эту категорию снизился в целом на 15-30 процентов.
Между тем Россия не только импортирует, но и экспортирует светотехнику. Экспорт производимой в России светотехнической продукции осуществляется в ряд стран СНГ.
Объём рынка светотехники России в 2007 году сократился на 3% и составил 32,55 млрд. руб. Динамика развития с 2000 по 2007 год неравномерна, но преобладающей тенденцией является рост рынка в среднем на 5,3% в год, при этом в отдельные годы (2002) рост составлял 16%. По оценкам, в 2008 и 2009 годах рост рынка составит около 3%. Самый большой сегмент рынка – источники света – составляет около 80%. В 2006 году наблюдалось сокращение производства электроламп на 27% в сравнении с 2005 годом.
Доля импортных товаров во всем сегменте светотехники в России в 2007 году составляет около 18% рынка. В этот год светотехнической продукции в Россию было импортировано на сумму почти в 6 млрд. руб., что почти совпадает с предыдущим годом. Рост импортных поставок наблюдался в 2007 году по сравнению с 2006, когда импорт увеличился в 2,5 раза. Основные страны-импортеры – Китай (20%) и Финляндия (15%). Основным товаром являются люстры и прочее электроосветительное оборудование.
Экспорт светотехники из России составил 980 млн. руб., что почти на 20% меньше, чем в предыдущем году. Основными получателями российской светотехники являются Казахстан (30%) и Украина (26%).
Эксперты считают, что в будущем импорт светильников будет сокращаться за счет роста собственного производства, и, стало быть, отрасль имеет особую привлекательность для инвесторов.
Рынок административно-хозяйственно освещения обширен и насыщен. Это выражается в возможности удовлетворения всех сегментов рынка – от более дешевых до дорогих, от более простых до изысканных. К дешевому сегменту рынка следует отнести таких производителей как Люмсвет и Нордклифф, к среднему – Технолюкс, к дорогому – Световые Технологии и PHILIPS. Экспорт светильников административно-хозяйственного назначения осуществляется в страны СНГ, Казахстан. Импорт светотехники данного направления снижается по причине выхода на рынок компании Световые Технологии, продукция которой по качеству равна иностранным аналогам и сертифицирована по европейским стандартам.
В условиях высокого уровня строительства, а также того, что многим производствам вводится в правило замена старого освещения новым, соответствующим действующим требованиям освещенности, данная отрасль в настоящее время является для многих компаний привлекательной.
Определим рыночную привлекательность и эффективность бизнеса с учётом ранее определённых факторов в таблице 10.
Таблица 10
Факторы привлекательности рынка и эффективности бизнеса для
ООО «ЛайтСтар»
Факторы |
Вес |
Оценка |
Привлекательность, эффективность |
1 |
2 |
3 |
4 |
Привлекательность рынка | |||
Общий объем рынка |
0,2 |
5 |
1,0 |
Темпы роста продаж за год |
0,2 |
4 |
0,8 |
Маржинальная прибыль (динамика) |
0,2 |
3 |
0,6 |
Интенсивность конкуренции |
0,2 |
1 |
0,2 |
Технологические требования |
0,1 |
4 |
0,4 |
Влияние инфляции |
0,1 |
3 |
0,3 |
Итого (привлекательность рынка): |
1,0 |
3,3 | |
Эффективность бизнеса | |||
Доля рынка |
0,2 |
2 |
0,4 |
Темпы роста доли рынка |
0,2 |
3 |
0,6 |
Качество продукции, работ и услуг |
0,1 |
5 |
0,5 |
Репутация торговой марки |
0,2 |
5 |
1,0 |
Эффективность продвижения товара на рынок |
0,1 |
4 |
0,4 |
Возможности производства |
0,05 |
5 |
0,25 |
Эффективность производства товаров, работ и услуг |
0,05 |
5 |
0,25 |
Расходы на содержание аппарата управления |
0,04 |
4 |
0,16 |
Эффективность закупочной деятельности |
0,05 |
5 |
0,25 |
Эффективность НИОКР |
0,01 |
2 |
0,02 |
Итого (эффективность бизнеса): |
1,0 |
3,83 |