Этому делению уделяется большое внимание в западной системе учёта, которая носит название “директ-костинг”.
Основные положения данной теории:
1. Поведение затрат в зависимости от изменения объёма производства.
2. Относительность (условность) классификации затрат на постоянные и переменные.
3. Методы деления затрат на постоянные и переменные.
К постоянным затратам принято относить такие затраты, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёма производства (амортизация, арендная плата, определённые виды заработной платы руководителей организаций и пр.).
Зпост= 92575+104034,58 = 196609,58 руб.
Под переменными понимают затраты, величина которых изменяется с изменением степени загрузки производственных мощностей или объёмов производства (затраты на сырьё, основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих, затраты на техническую энергию и др.).
Зпер= 2298150+2993240,42 = 5291390,42 руб.
Определим затраты на 1 рубль товарной продукции:
Зт.п.= Сбт.п./V,
где Сбт.п– себестоимость товарной продукции, руб.;
V – выручка, руб.
Зт.п.= 5488000/5673000 = 0,97 руб.
Для определения точки безубыточности необходимо определить удельные переменные затраты:
Зперуд= Зпер/V,
Зперуд= 5291390,42/5673000 = 0,93 руб.
Тб= Зпост/(Зт.п.- Зперуд)
Тб= 196609,58/(0,97 - 0,93) = 4915239,5 руб.
Чем меньше точка безубыточности, тем лучше, но на данном предприятии выручка выше чем точка безубыточности, а затраты ниже, что означает что предприятие получает прибыль.
Маржинальный доход (MR) представляет собой разность выручки (V) и переменных затрат (Зпер).
MR = V – Зпер
MR = 5673000 – 5291390,42 = 381609,58 руб.
За счет маржинального дохода фирма покрывает условно-постоянные затраты и получает прибыль от продаж. Предприятие рентабельно, т.к. маржинальный доход выше постоянных затрат.
Определим критический объем
Vкрит= Тб* Зт.п.
Vкрит= 4915239,5 * 0,97 = 4767782,32 руб.
Критический объем продаж — это минимально необходимая предприятию выручка от продаж, позволяющая в неблагоприятных условиях спроса на его продукцию (работы, услуги) обеспечить безубыточность продаж.
Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производственной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Значение прибыли всегда состоит в том, что она отражает конечный финансовый результат.
Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Ее содержание состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Реальное обеспечение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития предприятия, материального поощрения работников.
Схема формирования финансовых результатов при общей или основной системе налогообложения.
Наименование показателя | Значение, руб. |
Выручка от реализации |
5673000 |
Себестоимость |
5488000 |
материальные затраты |
2298150 |
расходы на оплату труда |
92575 |
амортизация |
104034,58 |
прочие |
2993240,42 |
Прибыль от реализации |
185000 |
Валовая прибыль |
2071000 |
Внереализационные доходы |
- |
Внереализационные расходы |
24000 |
Балансовая прибыль |
2047000 |
Налогооблагаемая прибыль |
2047000 |
Налог на прибыль |
78000 |
Чистая прибыль |
114000 |
Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении организации |
146609,81 |
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли.
Для оценки эффективности работы предприятия следует сопоставить полученную прибыль с затраченными ресурсами. Этот отличительный показатель называется рентабельностью. Рентабельность характеризует прибыльность (убыточность) производственной деятельности за определенный период.
Различают следующие показатели рентабельности:
1. Рентабельность предприятия:
Рпред= (БП/(Фср+ Оср)) * 100,
где БП – балансовая прибыль предприятия.
Рпред= (2047000/(90500+41864000))*100 = 4,88 %
Данный показатель характеризует эффективность использования средств, находящихся в распоряжении предприятия. Данный показатель низкий, т.к. очень высока среднегодовая стоимость оборотных средств из-за высокой дебиторской задолженности.
2. Рентабельность продукции определяется отношением балансовой прибыли к затратам на производство и реализацию продукции:
Рпрод= (БП/Сб) * 100,
Рпрод= (2047000/5488000) * 100 = 37,30 %
Данный показатель характеризует эффективность использования ресурсов при производстве продукции. Данный показатель составляет 37,30%, т.е. ресурсы при производстве продукции используются не очень эффективно.
Показатели рентабельности измеряют доходность предприятия с различных позиций и группируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.
1. Показатели рентабельности реализации продукции формируются на основе различных видов прибылей и выручки.