Вступление.
Формирование нового типа детского сада. Индивидуальное внимание к личности каждого ребенка. Создание условий для его развития. Особая среда, способствующая развитию ребенка, получения знаний и умения. Эти критерия и еще много других являются основными в формировании нового типа детского сада на сегодняшний день.
Типичная молодая семья в нашей стране, как правило, не задается вопросом: отдавать или не отдавать ребенка в детский сад? Если оба родителя работают и не могут рассчитывать на полномасштабную помощь бабушек, то альтернативы детскому саду просто нет. Чаще всего родители озабочены тем, чтобы устроить свое чадо в приличный садик. Именно поэтому до последнего времени в начальных классах школы "садовские" дети считались более адаптированными к учебе, чем "домашние". Они просто составляли подавляющее большинство.
Проблема влияния детского сада на психику ребенка исключительно сложна. Многое зависит от наличия разумных альтернатив пребыванию ребенка в детском саду, социоэкономического статуса семьи, отношения родителей к своей работе, обстановки в детском саду, и других факторов
Как бы там ни было, реальность состоит в том, что пребывание ребенка в детском саду является широко распространенным явлением не только в Латвии, но и в других высокоразвитых странах. Женщины все чаще не желают отказываться от профессиональной карьеры даже в тех случаях, когда речь не идет о чисто финансовой необходимости. Разумеется, в этом случае гораздо разумнее отдать ребенка, не достигшего шестилетнего возраста, в детский сад, чем оставлять его дома в одиночестве или на попечении престарелого или больного члена семьи.
Так каким же должен детский сад, в максимальной степени отвечающий задачам нормального полноценного развития личности ребенка? В какой степени реальное положение с детскими учреждениями в нашей стране расходится с "идеалом".
Ребенок, проводящий в детском саду 5-9 часов ежедневно в течение пяти дней недели, нуждается в обстановке, которая удовлетворяла бы широкий спектр его потребностей. Желательно, в частности, чтобы эта обстановка была максимально приближена к той, с которой он сталкивается дома. Если это типично городской ребенок, привыкший видеть из окна своей комнаты здания, деревья на улице, двор с играющими в нем детьми, он будет чувствовать себя гораздо комфортнее в детском саду, наблюдая из окна примерно тот же вид, а не автомобильную стоянку или скоростное шоссе. Стабильность окружения дает ребенку раннего возраста ощущение уверенности и спокойствия.Развитие его "Я" требует привычности и предсказуемости как в сигналах физического окружения, так и в межличностных отношениях.
Физическая обстановка детского сада должна отвечать стремлению ребенка к автономии и активности. Следует обеспечить возможность самостоятельного выполнения ребенком элементарных повседневных действий.
Потребность детей в физической активности требует соответствующей организации пространства. Детям нужно достаточно места для подвижных игр в плохую погоду (большая комната, гимнастический зал и т.п.). Конечно же ребенку нужно предоставить возможность проделать то же самое на свежем воздухе.
При проектировании детского сада предусмотреть использование материалов, способных в течение длительного времени вынести физическую и творческую активность юных исследователей пространства
Достаточную возможность для проявления безудержной активности детей следует дополнять наличием зон для тихого отдыха и одиночества. Ребенку нужно место, где он мог бы уединиться от группы шумных сверстников, поиграть в одиночестве, просто "прикорнуть на минутку", причем - не только во время "тихого часа". Таким образом, дети учатся сверяться со своими "внутренними часами", уклоняясь от общения с окружающими, когда возникает желание от них отдохнуть.
Требования к персоналу очевидно не менее значимы и разнообразны, чем к физической обстановке детского сада. Дети трех-пятилетнего возраста, прежде всего, нуждаются в постоянстве персонала. Постоянство персонала должно разумно сочетаться с его разнообразием. То же самое можно сказать о представительстве людей разных возрастов в персонале детского сада. Разнообразие личностей, с которыми ребенок сталкивается в детском саду, способствует развитию индивидуальных различий между детьми.
В программе работы должны быть предусмотрены визиты и посещения детского сада интересными людьми, потому что дети любят гостей у себя дома. В любом случае желательно время от времени "разрушать" привычность и удручающую предсказуемость повседневной рутины.
Люди, совместно разрабатывающие и осуществляющие проект детского сада, должны достичь согласия относительно его базовых целей. Физическая среда "идеального" детского сада призвана служить двум основным целям: отражать и усиливать присущее ребенку чувство принадлежности к местной общине и развивать самостоятельность и независимость, необходимые для последующего психологического развития ребенка.
Существование детского сада должно содержать следующие два основных "послания" ребенку. Во-первых, детский сад создан потому, что общество признает высокую значимость трудового вклада его родителей, ценность их профессиональной деятельности. Тот факт, что его отец и мать заняты на работе, должен быть для ребенка источником гордости за них, а не поводом для тревоги или чувства неполноценности. Общество осознает свою ответственность за то, чтобы дети работающих родителей получили сполна любовь, заботу и поддержку, необходимые каждому достойному гражданину. Дети должны чувствовать, что детский сад принадлежит им, как членам общества, что он создан ради удовлетворения их потребностей. В результате, вместо того, чтобы чувствовать себя брошенными или оторванными от родителей, они учатся расширять диапазон своего доверия на всю общину в целом. Формирование в сознании ребенка представления о детском саде как "расширении круга семьи" может быть достигнуто различными способами. Уже было сказано о предпочтительности сходства "садовской" физической обстановки с домашней. Детям следует предоставить возможность совершать прогулки и путешествия по близлежащим улицам, паркам, памятным или интересным местам в окрестностях их "нового дома". Весьма полезен в этом смысле "обмен визитами" с группами из других местных детских садов, позволяющий детям убедиться, что не только они пользуются услугами детского сада.
Этим же целям служат контакты детей с жителями близлежащих домов, посещение семей своих друзей по детскому саду и т.п. Эти усилия помогут детям сформировать устойчивую связь между собственным опытом и своим местом в общине.
Второе "послание" детского сада ребенку должно выражать заинтересованность взрослых в развитии их независимости и самостоятельности. Возлагается очень большая ответственность на сотрудников за большую группу детей, одновременно находящихся под их присмотром. Развитие самостоятельности, напротив, предполагает свободу экспериментирования и связано с определенным риском. Исключительно важно, чтобы ребенок "садовского" возраста имел возможность "пробовать что-то новое", даже если на этом пути его ожидают "синяки и шишки". Найти тонкую грань между свободой действий и зоной "гарантированной безопасности" - серьезная творческая задача для персонала.