*изучение устойчивости внимания;
*изучение объема памяти;
*изучение уровня сформированности наглядно-схематического мышления;
*изучение словарного запаса, интеллекта, связанного с речью, со словесно-логическим мышлением.
3) Изучение физического развития:
*изучение скорости движений и уровня развития координации.
В течении каждого занятия определяется уровень знаний, психических процессов, эмоционально-волевых качеств, уделяется больше внимания робким, неуверенным, застенчивым детям. Корректируется индивидуальная работа с ребенком в группе, предлагается ряд консультаций для родителей, включающих вопросы дополнительных занятий дома. Результаты деятельности ребенка в ходе каждого занятия, коррекционная работа для устранения пробелов в знаниях, а также результаты диагностик заносятся в индивидуальную тетрадь. Родители имеют право свободного доступа к этим тетрадям.
Вывод.
Человечество веками обходилось без государственных, общинных социальных учреждений для дошкольников. Появились они только в эпоху подъема крупного промышленного производства, когда развитие экономики и промышленности потребовало высвобождения дополнительной рабочей силы. Этой силой стали женщины, ранее целиком занятые домашним трудом. Поэтому, если отвечать на вопрос, можно ли обойтись без детского сада, то ответ будет положительным, если речь идет об одном ребенке, и отрицательным — если говорить о всех детях. Общество уже не сможет обойтись без системы детских дошкольных учреждений. Поэтому этот надо решать в индивидуальном порядке, с конкретной ситуации.
Каковы же психологические преимущества пребывания ребенка в детском саду?
Прежде всего, это обретение самостоятельности. В детском саду малыши значительно легче и быстрее осваивают навыки самообслуживания, учатся кушать, одеваться и раздеваться, отправлять естественные надобности, соблюдать личную гигиену, убирать за собой. Уже за три-четыре месяца пребывания в детсадовской атмосфере они осваивают все эти премудрости.
Второе преимущество – это детское окружение. Обстоятельство это особенно важно для первых и единственных детей в семье. Посещение группы приучает ребенка взаимодействовать с другими детьми на основе договоренности, учета общих интересов. В возникающей между ними атмосфере коллективизма дошкольники учатся ждать своей очереди, умерять личные желания, делиться тем, что имеют сами. И все это происходит без нудных наставлений и поучений взрослых, исключительно за счет разнообразных форм общения между детьми. Ребенок понимает, что и сам по себе имеет ценность, потому что он обладает такими качествами, как доброта, покладистость, смелость, инициативность, фантазия и т. п. Дети не просто привыкают друг к другу, а завязывают достаточно тесные отношения, подражают и учатся тому, что не умеют сами.
Наконец, еще одно преимущество детского коллектива — это избавление от эгоцентрических установок. Данное понятие было введено известным швейцарским психологом Жаном Пиаже. Оно означает стремление ребенка судить обо всем происходящем исключительно со своей позиции и отрицание всех остальных. Взрослые склонны потакать детям, умиляться специфической неадекватности их суждений. Сверстники радикально и достаточно быстро корректируют индивидуалистические, эгоцентрические, направленные только на самого установки друг друга. Дошкольники, чье развитие происходит в условиях детского сада, способны учитывать позицию и мнение другого уже в четыре-четыре с половиной года, в ситуации же внутрисемейного окружения взрослых эгоцентрические установки исчезают к пяти-шести годам, а иногда сохраняются и до семи-восьми лет.
Упомянуто лишь о трех психологических моментах, существенных для формирования личности ребенка. Но не следует забывать и об аспектах медико-педагогических: режимном питании, отдыхе, прогулках, специальных занятиях, способствующих полноценному и разноплановому развитию детей, и об уверенности родителей, что в саду их малышам будет обеспечен нормальный уход и присмотр.
Именно этими позитивными соображениями целесообразно руководствоваться, принимая решение о том, что ребенка следует отдать в детский сад.
В то же время без сада вполне можно обойтись. «Материнская школа», развитие малыша в семье ничуть не хуже любого государственного учреждения. Кроме того, у детсадовской системы воспитания есть и свои минусы. И занятия, и режим здесь рассчитаны на усредненную возрастную норму, они не учитывают индивидуальных особенностей и отношений детей. Наверняка многие родители сталкивались с проблемой тяжелых утренних подъемов или жалоб ребенка на мучительность перенесения некоторых режимных моментов, например тихого часа, или приема нелюбимой, непривычным способом приготовленной пищи.
Другим минусом можно считать невозможность ограждения ребенка от не так уж и редко встречающихся форм нерадивого отношения персонала детского сада к своим служебным обязанностям. Кроме того, воспитатель и нянечка распределяют свое внимание между всеми детьми в группе, они руководствуются интересами большинства и требованиями администрации. По этому они вынуждены подавлять отклоняющуюся активность отдельных детей, иногда используя для этого агрессивные приемы. Выставить в раздевалку тех, кто болтает во время тихого часа, оставить без штанов на публичное обозрение, осмеять детей, заигравшихся и не уследивших за своевременным удовлетворением своих естественных потребностей, насильственно кормить детей супом, когда они не успевают за другими или отказываются от его употребления, — к таким видам наказаний прибегают в детском саду. Они наносят серьезный вред развитию личности малышей.
Самым же существенным недостатком посещения ребенком детского сада можно считать ломку, которую переживает каждый ребенок, вынужденно отрываемый от домашней обстановки и привычного окружения. Малыши, не обладая способностью мыслить во временной перспективе, воспринимают каждую разлуку с мамой и родными как необратимую потерю. Ломка эта длится до тех пор, пока ребенок не усвоит новый для него алгоритм встреч и расставаний, не привыкнет к ребятам и воспитателям. Даже кошка или собака, оставленная в выходные на попечение соседей, тоскует по хозяевам, ведет себя неестественно. Что же говорить о таком высокоорганизованном существе, как человек. Ребенок не всегда быстро и безболезненно привыкает к шуму, множеству людей, эмоциональной обособленности жизни в детском саду. Некоторые страдают от этого месяцами. А принуждение ходить туда, где малыш чувствует себя дискомфортно, подрывает в его душе веру в родительскую любовь.Об этих обстоятельствах тоже не следует забывать, решая судьбу дошкольников на ближайшие несколько месяцев или лет.
Сейчас некоторые семьи прибегают к услугам специально приглашенных нянь, гувернеров и воспитателей. Ребенок при этом остается дома, система ухода и воспитания приспосабливаются под его запросы, но ломка и привыкание тем не менее присутствуют. В то же время малыш лишается преимуществ группового коллективного воспитания. Хотя ради справедливости надо заметить, что качество ухода при этом, как правило, повышается.