Цели исследования:
- изучение адекватности ЗАО «Строитель» рынку через сравнение ожиданий потребителей и соответствия ЗАО «Строитель» этим ожиданиям;
- определение инновационных предложений для разработки новых направлений развития ЗАО «Строитель»;
- определение действующих и потенциальных коммуникативных каналов;
- определение профиля клиентов;
- определение важности для клиентов различных параметров работы ЗАО «Строитель»;
- выявление субъектов, принимающих решение о покупке;
- конкретные претензии и замечания клиентов.
Методом исследования было выбрано анкетирование.
Анкетирование проводилось с 01. 07. 05г. по 20. 07. 05г., во всех коммерческих отделах.
Результаты анкетирования в целом по ЗАО «Строитель»:
- в опросе участвовали клиенты из Москвы, Московской области
- клиенты представляли фирмы различной величины: как маленькие (до 10 чел.), средние (50-100 чел.), так и крупные (более 200 чел.);
- основные виды деятельности клиентов: строительство, благоустройство жилья, торговля дачными домиками;
- основные источники получения информации клиентами: «Экстра-М», «Товары и цены», «АиФ», «Оптовик», «МК», «Из рук в руки», «Желтые страницы», а также информацию в Internet и на проезжающих мимо автомобилях;
- клиенты ЗАО «Строитель» узнали о нас: из СМИ; уже заказывали; Internet
- принимают решения о покупке: в специализированных строительных компаниях – только руководство, в остальных компаниях – руководство и сотрудники, отвечающие за наличие строительных материалов;
- факторы, наиболее важные при осуществлении покупок: надежность ЗАО «Строитель»; доброжелательность персонала; скорость обслуживания; цена; система скидок; реклама.
- по всем указанным факторам ЗАО «Строитель» не соответствует ожиданиям потребителей;
- компания соответствует ожиданиям потребителей по следующим факторам: известность; местоположение; близкое соответствие по рекламе за счет хорошего впечатления от рекламы ЗАО «Строитель».
Стоимость данной программы оценивается в 40 тыс.руб.
III. Программа снижения издержек предприятия
Исходя из прогноза сильных и слабых сторон предприятия можно предложить следующие базовые стратегии рыночного поведения.
Основными конкурентными преимуществами компании должны стать «внутренние», то есть базирующиеся на превосходстве в отношении издержек производства и управления предприятием, которые позволяют добиться себестоимости меньшей, чем у конкурентов. Внутренние конкурентные преимущества – это следствие более высокой производительности, которая обеспечивает большую рентабельность и большую устойчивость к снижению цены, навязываемому рынком.
Стратегия, основанная на внутреннем конкурентном преимуществе – это стратегия доминирования по издержкам, которая базируется главным образом на организационном и производственном ноу-хау. Для снижения издержек необходимо также улучшить систему товародвижения в компании. Это мероприятие позволит значительно сократить издержки.
Данная базовая стратегия опирается на производительность и подразумевает тщательный контроль за постоянными расходами, тщательную проработку новых товаров, пониженные сбытовые и рекламные издержки.
Преимущество в отношении издержек создает предприятию эффективную защиту против четырех конкурентных сил:
Ø Компания будет способна противостоять своим прямым конкурентам в случае ценовой войны и в состоянии будет получать прибыль по цене, минимально допустимой для конкурентов;
Ø Потребители не смогут добиться снижения цены ниже уровня наиболее сильного конкурента, их власть ослабнет;
Ø Низкие издержки обеспечат защиту против поставщиков, так как дадут большую гибкость в случае повышения закупочных цен;
Ø Низкие издержки создают барьер входа на рынок для новых конкурентов.
Данная стратегия, примененная в условиях нестабильного и денежно-дефицитного рынка позволит предприятию достигнуть приемлемого уровня экономической безопасности. Доминирование по издержкам, по существу, является «стратегией для начинающих» рыночное развитие, и позволяет в условиях дефицита информации о конкурентах формировать положительные тенденции развития, используя как критерий собственные данные предыдущих периодов.
Стратегия доминирования по издержкам предполагает:
- минимизацию постоянных расходов предприятия;
- оптимизацию численности работников;
- сокращение коммерческих расходов;
- повышение производительности труда на предприятии.
Интегрированным показателем успешной реализации данной стратегии может служить рентабельность предприятия.
C стратегией доминирования по издержкам сочетается стратегия специализации на новых рынках, то есть концентрации на нуждах одного сегмента или группы покупателей без стремления захватить весь рынок. Цель здесь состоит в удовлетворении потребностей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты. стратегия концентрации может быть применена при выходе на рынки строительства, благоустройства. На всех этих рынках имеет возможность закрепиться на специализированном сегменте и обеспечить на нем лидерство.
Стратегия концентрации предусматривает:
- эффективный и оперативный поиск целевых сегментов маркетинговой службой;
- оперативную и качественную разработку новых товаров и продвижение их сбыта;
- лидерство по качеству и цене продукции на целевом сегменте.
В связи с тем, что предприятие еще не полностью исчерпало возможности, связанные с его товарами на рынках, на которых оно традиционно действует, следует признать актуальной стратегию развития рынков и товаров.
Данная стратегия предполагает:
- поиск новых сегментов на традиционных рынках (другие группы покупателей, секторов промышленности);
- поиск новых каналов сбыта (через дилеров);
- территориальную экспансию в другие регионы страны и ближнего зарубежья;
- рационализацию гаммы товаров (стандартизация гаммы товаров, прекращение продажи второстепенных и малорентабельных товаров).
Главным инструментом реализации данной стратегии является ассортиментная политика и анализ сегментации.
Таблица 8
Затраты на внедрение программы сокращения издержек.
Статьи затрат |
Сумма, тыс.руб. |
1.Минимизация постоянных расходов |
2 |
2.Оптимизация численности работников |
5 |
3.Сокращение коммерческих расходов, в том числе за счет сокращения затрат на товародвижение |
3 |
4.Повышение производительности труда |
4 |
5.Расширение ассортимента |
4 |
Итого: |
18 |