Существуют несколько элементов стратегии управления персоналом в магазине «Очень нужные товары»:
· отбор персонала;
· оценка персонала;
· развитие персонала;
· мотивация персонала.
При наборе персонала руководство магазина пользуется следующими критериями и принципами (рис.10). Несмотря на структуризацию процесса отбора, руководству иногда приходится сталкиваться с ситуацией, когда поиск и отбор персонала заранее не планируется и осуществляется лишь в момент, когда руководитель сталкивается с необходимостью заполнения тех или иных вакансий. Потребность в персонале оценивается директором и основывается на изменении объема работ.
· Ориентация на сильные стороны человека и поиск кандидатов, наиболее подходящих для данной должности |
· образование · опыт · деловые качества · профессионализм | |
· Отказ в приеме новых работников, если в них нет потребности |
· физические характеристики · тип личности | |
· Обеспечение соответствия индивидуальных качеств претендентов требованиям, предъявляемым содержанием работы |
· потенциальные возможности | |
· Ориентация на наиболее квалифицированные кадры |
Рис.10 Принципы и критерии, используемые руководством магазина «Очень нужные товары» при наборе кадров.
Главным моментом является оценка персонала, которая осуществляется для определения соответствия работника занимаемому им вакантному месту (должности) и выполняется тремя способами:
1. Оценка потенциала работника (профессиональные знания, опыт, деловые и нравственные качества, психология личности, здоровье и работоспособность, уровень общей культуры).
2. Оценка индивидуального вида (позволяет установить качество, сложность и результативность труда конкретного сотрудника и его соответствие занимаемой должности ).
В магазине «Очень нужные товары» главным лицом в оценке персонала является непосредственно директор. Он отвечает за полноту и объективность информационной базы, необходимой для текущей оценки. Оценка персонала в магазине проводится следующим образом.
|
Рис. 11 Схема оценки персонала директором магазина «Очень нужные товары».
С помощью проведения оценки персонала в магазине решаются определенные задачи (Рис. 12).
Рис. 12 Задачи, решаемые с помощью оценки персонала в магазине «Очень нужные товары».
Кроме того, оценка может помочь в решении некоторых дополнительных задач:
· установление обратной связи с работником по профессиональным и организационным вопросам;
· удовлетворение потребности работника в оценке собственного труда и качественных характеристик.
Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.
На практике в магазине «Очень нужные товары» не применяются такие методы. Здесь осуществляется только подготовка кадров непосредственно перед принятием должностных полномочий.
На основе принципов и функций сформированы методы управления персоналом в магазине, т.е. те способы, с помощью которых руководство воздействует на персонал (Таблица 18).
Таблица 18
Методы управления персоналом, используемые руководством магазина «Очень нужные товары».
Методы |
Мерывоздействия | |
Административные |
Распорядительные |
· распоряжение руководства; · координация работ; · контроль исполнения. |
Материальная ответственность |
· депремирование; · штраф. | |
Дисциплинарная ответственность |
· выговор; · увольнение. | |
Экономические |
Оплата труда |
· премия; · вознаграждение |
Социально - психологические |
Психологические |
· убеждение; · просьба; · похвала; · запрещение. |
Социальные |
· наблюдение; · собеседование. |
Что касается планирования кадров, то долгосрочного планирования не происходит. Как правило, при освобождении штатной единицы объявляется конкурс на вакантную должность. Обычно поиск кандидатов начинается с подачи объявления в СМИ или своим работникам. Таким образом, используются как внешние, так и внутренние источники поиска кандидатов.
Набор кадров – один из ключевых моментов работы магазина «Очень нужные товары», т.к. от качества отобранных кадров зависит эффективность работы магазина и использование всех остальных ресурсов. Поэтому ошибки в подборе кадров являются растратой денег, а хорошие кадры – удачный способ их вложения.
На основе проведенного анализа финансово – хозяйственной деятельности магазина «Очень нужные товары» можно выделить отрицательные и положительные моменты в организации управления персоналом (Таблица 19).