Все перечисленные выше компоненты внешней среды организации находятся в непосредственном взаимодействии и влияют друг на друга. Степень воздействия отдельных компонент на различные организации различна, при этом изменение одной составляющей может привести к изменениям другой.
Проведем анализ факторов внешней среды прямого воздействия магазина «Очень нужные товары» (Таблица 9).
Таблица 9
Факторы внешней среды прямого воздействия магазина «Очень нужные товары».
Факторы |
Характеристика |
Потребители |
Полное и качественное удовлетворение спроса потребителей – цель деятельности любого торгового предприятия. Именно потребитель диктует, какие товары или услуги ему необходимы и по какой цене. Можно сказать, что магазин занимает достаточно выгодное месторасположение, так как в непосредственной близости больше нет магазинов с таким ассортиментом товаров, среди которых бытовая химия, парфюмерия, средства личной гигиены, детские товары чулочно-носочные изделия, нижнее белье, кожаная галантерея, хозяйственные товары, столовые приборы, сантехника, бытовая техника, обои, кафель, мебель. Единственным недостатком является его расположение на окраине района. Магазин рассчитан на любой контингент покупателей, т.е. в нем совершают покупки люди как с низким уровнем дохода, так и с высоким. |
Поставщики |
Все виды товара, необходимые для реализации деятельности, магазин приобретает у поставщиков. Поступления товаров должны быть равномерными, иначе неудовлетворенный спрос приводит к упущенный прибыли и потери клиентов. Поставщики, в основном, постоянные, предоставляющие максимальные скидки. Самыми крупными являются: «АВЕДЭКС», «МАШОПТТОРГ», «ГРОСС», «ТОРНАДО», «ХОЗОПТОРГ», «Александровские мануфактуры». Мелкие поставки осуществляют ЧП Митрофанов, ООО «Севит», ЧП Зиборова, «Адриатик», ЧП Лудищева, «МИГМА». |
Конкуренты |
Это организации с которыми магазины приходится бороться за покупателей, чтобы обеспечить свое существование. Изучение конкурентов является важным для руководства магазина и направлено на выявление слабых и сильных сторон конкурентов, для дальнейшего построения своей стратегии. Основные конкуренты – «Даяна», «Плант», «СИА», «Дружба», которые занимаются тем же видом деятельности и расположены в непосредственной близости с магазином. |
Подводя итоги анализа факторов внешней среды магазина, получив данные о факторах представляющих опасность или открывающих новые возможности руководство должно оценить: обладает ли организация внутренними силами, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями. Для этого нужно провести анализ угроз и возможностей организации с помощью экспертных оценок (Приложение 1, 2).
Для выявления сильных и слабых сторон деятельности организации в целом необходимо проанализировать внутреннюю среду с помощью экспертных оценок (Приложение 3, 4).
Для данного анализа необходимо применить метод SWOT. Применяя такой метод, устанавливаются линии связи между сильными и слабыми сторонами организации, внешними угрозами и возможностями путем экспертной оценки.
Для проведения экспертной оценки угроз и возможностей магазина “Очень нужные товары”, а также выявления сильных и слабых сторон были привлечены 5 специалистов, оценивающие по десяти- бальной шкале.
В роли специалистов (экспертов) выступили сотрудники данной организации:
· Директор
· Бухгалтер
· Товаровед
· Менеджер по продаже мебели
· Продавец
На основании экспертных оценок составляем матрицу SWOT (Приложение 5). С помощью матрицы, в которой установлена взаимосвязь между сильными и слабыми сторонами деятельности магазина «Очень нужные товары» и максимальными возможностями и угрозами, вырабатываются теоретические стратегии дальнейшего развития магазина.
Входе анализа сильных и слабых сторон, возможностей и угроз выбираются стратегии, позволяющие максимально использовать имеющиеся возможности и сильные стороны, либо, наоборот, ослабить угрозы и уменьшить влияние слабых сторон.
Каждая из групп этих теоретических стратегий соответствует эталонным стратегиям развития, описание которых будет представлено далее. По различным причинам не все рассмотренные стратегии могут применяться на практике управления магазином «Очень нужные товары». Поэтому необходимо выявить оптимальную стратегию, в соответствии с которой исследуемый объект мог бы осуществлять свое дальнейшее развитие. Для этого используется матрица оценки эффективности стратегий (Приложение 6).
Из матрицы видно, что оптимальными стратегиями для магазина «Очень нужные товары» будут являться:
· Выработка кадровой стратегии;
· Повышение квалификации кадров;
· Мониторинг за внешними изменениями.
Делая вывод, можно отметить следующие моменты: для формирования оптимальной стратегии, руководство магазина «Очень нужные товары» должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей покупателей, поведение конкурентов и поставщиков, нововведения государства и т.д.) и состояние внутренних ресурсов магазина (финансовое положение, динамика развития кадров и т.д.). В результате взаимодействия этих факторов формируется реальная стратегия развития организации.
Внешняя среда предприятия оказывает воздействие на внутреннюю среду, которая является частью общей среды находящаяся в пределах организации. Она оказывает постоянное и непосредственное воздействие на функционирование организации.
Анализ факторов внутренней среды организации. Внутреннюю среду магазина «Очень нужные товары» можно охарактеризовать, проведя анализ финансово-хозяйственной деятельности, персонала и доминирующей организационной структуры.
Базой для проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности является годовая отчетность магазина «Очень нужные товары» за 2000 и 2001 года.
Владея данными за два периода можно провести сравнение отчетных данных с данными прошлого года, выявить факторы, влияющие на увеличение или снижение объема товарооборота, а также выявить резервы дальнейшего роста основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Анализ работы предприятия осуществляется с помощью ряда показателей. Показатели указываются как в абсолютном, так и в относительном выражении.
Для изучения финансово-хозяйственной деятельности магазина «Очень нужные товары» следует проанализировать данные таблиц 11 и 12.
Таблица 10
Анализ основных финансовых показателей деятельности магазина «Очень нужные товары» за 2000-20001 гг.