Введение
В современных условиях жесткой конкурентной борьбы, быстрой смене технологий и зависимости развития фирмы от используемой ею информации, особенно актуальным является максимальное и эффективное использование всех имеющихся ресурсов. При этом основными направлениями повышения конкурентоспособности на рынке становиться более эффективное использование потенциала сотрудников организации, так как именно люди создают «ноу-хау», обрабатывают информацию, участвуют в процессе производства и реализации продукции и т.д. И поэтому закономерно появление концепции об умелом управлении человеческими ресурсами, так называемом «инвестировании в человеческий капитал», который, по мнению ряда специалистов при правильном подходе способен принести отдачу, превышающую первоначальные капиталовложения.
Концепция стратегического управления человеческими ресурсами (УЧР) привлекла особое внимание многих практиков, ученых и консультантов в этой области, хотя и некоторые из них указывают на большое расхождение между терминологией стратегического УЧР и реальностью. Но, несмотря на это многие ведущие менеджеры с успехом применяют данную концепцию на практике.
Объектом будет выступать: стратегический менеджмент.
Предметом данной работы является: принципы стратегического менеджмента и управления человеческими ресурсами.
Цель работы: Показать важность стратегического управления человеческими ресурсами для повышения конкурентоспособности и эффективности.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные принципы стратегического менеджмента.
2. Определить в чем состоит особенность концепции «управления человеческими ресурсами».
3. Рассмотреть применение данной концепции на практике.
4. Показать связь между стратегическим менеджментом и управлением человеческими ресурсами.
При рассмотрении указанных выше концепций используются процессный и системный подходы.
При рассмотрении принципов стратегического менеджмента используются SWOD-анализа, метод составления профиля среды, стратегические модели, метод Бостонской матрицы, матрица Мак-Кинси и метод SPACE. При рассмотрении принципов управления человеческими ресурсами используется сравнительный метод.
В соответствии с этим данная работа будет состоять из трех разделов:
- первый будет содержать в себе краткую характеристику принципов стратегического менеджмента;
- второй раздел будет посвящен концепции «управления человеческими ресурсами»;
- а в третьем разделе показана необходимость стратегического управления человеческими ресурсами.
«Чеширский Кот, - начала она (Алиса), не будете ли Вы так
любезны подсказать мне, каким путем лучше выйти отсюда».
«Это зависит от того, куда Вы хотите попасть», - сказал Кот.
Льюис Кэррол
Процесс стратегического планирования является своеобразным зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции. Не используя преимущества стратегического планирования, организация и отдельные люди будут лишены четкой оценки цели.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей.
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos и означало "искусство генерала; умение разрабатывать и направлять крупные передвижения войск и управлять военными действиями в компании" [37, 1].
Попытаемся дать определение термину «стратегия»:
«Стратегия – это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижения ее целей».
«Стратегия – это определение основных долгосрочных целей и задач компании и выработка направления действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей» [38, 1].
Стратегию можно рассматривать как констатацию того, какой компания хочет себя видеть, куда она хочет двигаться и как она собирается это сделать. Она определяет направление движения компании с учетом конкретного внешнего окружения с целью создания устойчивого конкурентного преимущества. Основными при этом являются целенаправленные действия, благодаря которым фирма выгодно отличается от своих соперников.
Прежде чем приступить к рассмотрению различных элементов процесса стратегического планирования, полезно рассмотреть модель этого процесса, в котором намечены наиболее существенные управленческие функции, посредством которых планы преобразуются в действия (рисунок 1).
Рис. 1.Процесс стратегического планирования [257-258, 4]
Современный темп изменения и увеличения знаний является настолько большим, что стратегическое планирование представляется единственным способом формального прогнозирования будущих проблем и возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средство создания плана на длительный срок, а также дает основу для принятия решений. Знание того, чего организация хочет достичь, помогает уточнить наиболее подходящие пути действий. Принимая обоснованные и систематизированные плановые решения, руководство снижает риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации о возможностях организации или о внешней ситуации. Планирование, поскольку оно служит для формулирования установленных целей, помогает создать единство общей цели внутри организации.
Исследования Филли, Хауса и Керра показали, что имеется тенденция установления связи не только между планированием и повышением производительности, а также между планированием и удовлетворенностью работой [260, 4].
Эффективная разработка стратегии начинается с определения того, что организация должна, а чего не должна делать, и видения того, куда организация должна направляться [47, 7]. Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет выбор целей организации.
Миссия организации является основной ее целью, она отражает предназначение и смысл ее существования.
Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Например, если бы руководители фирмы «Бюргер Кинг» не знали, что основной целью фирмы является предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи, они не смогли бы логически решить, стоит ли вводить в меню 10-долларовый обед с бифштексом или предложить новый фирменный сэндвич за 1,5-доллара. Ведь убедительные аргументы можно было бы привести в пользу бифштекса, используя довод, что общий объем продаж будет больше, если фирма сможет получать по 10-долларов за одно блюдо [262, 4].