Сложно управлять тем, что трудно оценить, почувствовать «на ощупь», лицезреть в отчете о финансовом результате. Однако один из секретов успешных компаний – в постоянном внимании и управлении трудноизмеримым человеческим фактором.
С чего начать?
Чтобы изменить ситуацию, нужно, как минимум, начать ею заниматься серьезно и регулярно. Первый качественно новый рубеж будет достигнут, когда вы сделаете ставку на персонал как на базовый фактор развития вашего бизнеса; когда осознаете, насколько глубокие вещи включает в себя понятие управление человеческими ресурсами.
Используйте опыт успешных предпринимателей:
· включите персонал в список стратегически важных факторов бизнеса (и в первую очередь – в сознании топ менеджмента);
· введите в состав правления директора по персоналу компании со стратегическим мышлением;
· в соответствии со стратегией бизнеса определите стратегические задачи в сфере управления персоналом;
· определите зоны ответственности служб по управлению персоналом (их функциональные обязанности);
· утвердите критерии оценки достижения целей и поставленных задач;
· в состав основной управленческой отчетности для топ менеджмента включите раздел «Управление персоналом»;
· не менее одного раза в квартал посвящайте заседание правления полностью вопросам управления персоналом.
А теперь о главном
Основная идея сказанного до сих пор: в успешных компаниях управление персоналом – это личная забота руководителя компании, его любимое, хотя и «трудное» дитя. А поскольку миссия руководителя – развивать бизнес, то в результате и система управления персоналом оказывается настроенной на главное – на цели бизнеса. В этом случае на деле достигается стратегическая цель всей организации – развитие бизнеса компании за счет максимально эффективного использования человеческого капитала. Только такая интегрирующая цель позволяет объединить в стройную, целостную систему все многообразие функций управления персоналом.
Создание системы управления персоналом следует начинать с проектирования ее целостного образа. Оно должно осуществляться «сверху», методом построения дерева целей. Начальной точкой, из которой вырастет ветвистое дерево, должна стать стратегия бизнеса компании, все остальные 12 ветвей, исходящие из нее, суть многообразие средств достижения этой главной цели.
Заключение
Рассмотрев основные принципы стратегического менеджмента можно сделать следующие выводы:
- для более эффективной реализации принципов УЧР необходимо, чтобы они были инкорпорированы в систему стратегического менеджмента, и функции УЧР стали компетенцией высших должностных лиц организации.
- руководство своими собственными делами и поступками должно демонстрировать на практике провозглашенные принципы, но главное, чтобы все работники реально видели те результаты работы, которые благодаря этому достигнуты.
Анализ стратегического целепологания, в первой части данной темы, показал, каким образом происходи процесс стратегического планирования, какие в целом это дает преимущества для успешного развития фирмы и каким образом организации определять наиболее эффективные пути развития.
Во втором разделе мы рассмотрели один из наиболее важных системообразующих факторов, а именно «человеческий ресурс», где было установлено, за счет чего организация может повысить свою эффективность и какие действия для этого необходимо осуществлять.
Третий раздел данной темы был посвящен стратегическому подходу к управлению персоналом. Здесь было установлено, что максимально полезный синергетический эффект для организации можно получить лишь используя потенциал своих сотрудников, эффективно развивая и мотивируя его.
Подводя общий итог, следует отметить, что для того чтобы УЧР было действительно эффективным и позволяло достигать поставленные в организации цели, необходимо разработать целенаправленную, комплексную, научно обоснованную стратегию применительно к самим человеческим ресурсам (развитие и использование потенциала сотрудников, мотивирование, приверженность организации и т.д.).