1) Здесь и в табл. 5.11, 5.12, 5.15 - 5.20 данные приведены по материалам выборочных обследований населения по проблемам занятости (без Чеченской Республики): 1995 г. - на конец октября, 2000-2005 гг. - на конец ноября.
Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.
Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.
Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.
Основными задачами Программы являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.
Известно, что до сих пор еще существует увольнение работников по собственному желанию, а не вследствие сокращения потребности предприятий в рабочей силе. В то же время процесс перемещения рабочей силы из «легального» сектора экономики в «теневой» (даже при тенденции к его замедлению) в целом имеет отрицательный характер, хотя и неоднозначен по последствиям. С одной стороны, он позволяет сохранить или даже увеличить доход работника, смягчить социальные последствиятех потребностей общества, которые она по тем или иным причинам не может удовлетворить.
С другой стороны, истощаются трудовые ресурсы страны в целом, усиливаются диспропорции в экономике, снижается собираемость налогов и т.д. На сегодняшний день главной проблемой занятости остается не безработица, а неэффективное использование трудоустроенной рабочей силы, в первую очередь находящейся в вынужденном простое. В связи с этим значительную часть населения беспокоит угроза потери работы. В настоящее время ситуация на рынке труда приобретает новые черты. Во-первых, многолетняя скрытая безработица, которой сопутствует ею же обусловленный дефицит рабочей силы, продолжается. Падение производства, с одной стороны, и низкая эффективность организации производства и труда с другой, увеличивают масштабы недоиспользования работников.
Во-вторых, возникли существенные сбои в воспроизводстве профессионально-квалификационной структуры занятых. Не восполняется естественное выбытие рабочих старших возрастов по многим профессионально-квалификационным группам. Тем самым ставится под угрозу развитие ведущих отраслей народного хозяйства, прежде всего машиностроения. В целом масштабы и уровень профессиональной подготовки рабочих массовых профессий не соответствует перспективным требованиям. Перераспределение занятых по отраслям (прежде всего возрастание удельного веса непроизводственной сферы), в целом необходимое и прогрессивное, не только превышает нынешние возможности народного хозяйства, но и нередко осуществляется нерационально (непомерно высокая доля охранных структур, нехватка учителей и медицинских работников).
В целом основные характеристики занятости (ее структура, динамика и т.д.) в большей мере свидетельствуют о сохранении прежней неудовлетворительной ситуации с использованием рабочей силы, чем о ее рыночных преобразованиях.
Таблица 7 –
Численность граждан, имеющих статус безработных, тысяча человек
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
январь |
592.5 |
612.1 |
501.7 |
451.1 |
275.2 |
227.8 |
238 |
267.5 |
231.1 |
292.9 |
261.6 |
226.8 |
февраль |
631.8 |
619.1 |
500.7 |
452.2 |
276.3 |
237.3 |
249.8 |
275.9 |
233.8 |
310.8 |
275.5 | |
март |
658.7 |
616.8 |
487.4 |
439.4 |
268.8 |
238.2 |
250 |
272.2 |
229.1 |
310.5 |
272.6 | |
апрель |
682.7 |
611.7 |
478 |
420.9 |
253.8 |
231.5 |
247.9 |
265.9 |
224 |
300.9 |
262.9 | |
май |
665.5 |
584.7 |
453.1 |
388.7 |
231.3 |
214.7 |
236.4 |
249.3 |
210.7 |
274.8 |
244.6 | |
июнь |
643.4 |
560.5 |
428.9 |
356.2 |
215 |
203.1 |
228.6 |
235.9 |
202.7 |
259.3 |
230.5 | |
июль |
631 |
543 |
421.9 |
333.3 |
209.6 |
202.6 |
229.8 |
233.1 |
205.6 |
253.8 |
227.1 | |
август |
621.5 |
528.5 |
417.4 |
316.1 |
207.5 |
204.2 |
231.3 |
230 |
209.1 |
244.8 |
221.3 | |
сентябрь |
604.2 |
510.2 |
417.4 |
336.4 |
202.5 |
200.5 |
228.2 |
221.7 |
219.1 |
236.7 |
212.5 | |
октябрь |
598.1 |
503.3 |
416.2 |
285.4 |
202.7 |
201.7 |
230.4 |
219.4 |
248.4 |
234.6 |
208.5 | |
ноябрь |
603.5 |
504.8 |
443.1 |
279.7 |
210.3 |
212.7 |
242.9 |
223 |
280.5 |
243.2 |
216.5 | |
декабрь |
613.4 |
510.2 |
454 |
279.6 |
219.9 |
223.9 |
256.4 |
230.5 |
285.3 |
257.4 |
226.1 |