Таким образом, низкий уровень безработицы в большей мере связан с действующей системой регистрации безработицы, чрезвычайно низким пособием по безработице, ограниченными возможностями переподготовки безработных и низкой вероятностью последующего трудоустройства, предложением, низкооплачиваемых рабочих мест, которое сдерживает поступление квалифицированной рабочей силы на рынок труда.
Поскольку решение вопроса о наличии избыточной занятости в отечественной экономике является приоритетным, именно меры по ее снижению должны учитываться при разработке концепции регулирования экономических отношений занятости. Эта концепция должна включать:
- макроэкономическое регулирование, создающее общую среду, содействующую эффективной занятости (инвестиционная, структурная политика, разгосударствление и приватизация, создание благоприятных условий для мелкого бизнеса) и улучшению качественных характеристик человеческого капитала;
- государственную политику занятости, воздействующую на формы, структуру, уровень занятости и безработицы административными, правовыми, финансово- кредитными методами;
- регулирование занятости на предприятиях за счет активизации действий кадровых служб предприятий в направление создания внутренних рынков труда, их сотрудничества с региональными центрами занятости;
- регулирование отношений занятости с помощью общественных организаций субъектов этих отношений.
Я думаю, что забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.
Формирование рынка труда в России, его прогнозирование, является неотъемлемой частью становления рыночного механизма. Основными направлениями его регулирования должны стать: борьба против дальнейшего спада производства; недопущение массовой безработицы; принятие мер по повышению уровня жизни населения и др.
Применительно к сегодняшним российским условиям политика государства на рынке труда не должна замыкаться на поиске оптимальной глубины вмешательства в трудовые отношения. Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализации требований экономической эффективности, которые предполагают мобильность рабочей силы, высвобождение лишних работников. Достаточно высокая степень занятости населения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников, а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочих местах и т.п.
Основными задачами государства в области обеспечения занятости населения на данный момент являются:
- обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;
- развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России;
- регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
- формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест;
- развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;
- создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
- предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы развитие системы общественных работ.
Достижение оптимально высокой, структурно-рациональной, экономически эффективной и социально-обоснованной занятости – неотъемлемая составная часть процесса восстановления российской экономики. Стимулами этого процесса должны являться рыночные отношения и целенаправленные меры хозяйственной политики на всех уровнях. Если в развитых странах проблемы занятости могут зачастую решаться обособленно, без кардинальных изменений экономической стратегии, то в России для этого требуется коренное преобразование экономики. Это может быть реализовано лишь при финансовой стабилизации, возобновлении экономического роста, увеличении ресурсов для инвестиционной активности и решении социальных проблем.
Приложения
Таблица 1.
Трудоустройство граждан органами государственной службы занятости1)
Обратились по вопросу трудоустройства |
Трудоустроены | |||||||
1995 |
2000 |
2004 |
2005 |
1995 |
2000 |
2004 |
2005 | |
Тысяч человек | ||||||||
Всего |
5122,4 |
4745,9 |
6603,6 |
6438,0 |
2217,9 |
3199,4 |
4154,4 |
4075,8 |
в том числе: | ||||||||
занятые трудовой деятельностью |
169,9 |
177,7 |
174,2 |
172,5 |
17,9 |
96,7 |
115,0 |
116,6 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
849,1 |
1285,2 |
1481,3 |
1225,3 |
806,1 |
1242,6 |
1444,7 |
1194,2 |
незанятые трудовой деятельностью2) |
3937,3 |
3283,0 |
4948,1 |
5040,3 |
1362,5 |
1860,2 |
2594,7 |
2765,0 |
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) |
619,3 |
2049,1 |
2706,6 |
2470,5 |
194,5 |
1622,5 |
2021,4 |
1828,9 |
В процентах к итогу | ||||||||
Всего |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: | ||||||||
занятые трудовой деятельностью |
3,3 |
3,7 |
2,6 |
2,7 |
0,8 |
3,0 |
2,8 |
2,9 |
учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время |
16,6 |
27,1 |
22,4 |
19,0 |
36,3 |
38,8 |
34,8 |
29,3 |
незанятые трудовой деятельностью2) |
76,9 |
69,2 |
74,9 |
78,3 |
61,4 |
58,1 |
62,5 |
67,8 |
из них ищущие первую работу (ранее не приступавшие к трудовой деятельности) |
12,1 |
43,2 |
41,0 |
38,4 |
8,8 |
50,7 |
48,7 |
44,9 |