Задача на 2006 год одна – снизить уровень бедности в Ульяновской области до 20%, который по итогам 2005 года составляет 28,5%.
III. Занятость населения. Создание новых рабочих мест.
Одним из основных условий повышения уровня жизни населения является содействие его занятости через создание новых рабочих мест.
С начала текущего года на территории Ульяновской области создано 4244 рабочих места, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. Так, в январе текущего года было создано 1617 рабочих мест, в феврале - 1348, в марте - 1279. Средний уровень заработной платы по области на вновь создаваемых местах за I квартал 2006года составил 3344 рубля.
В разрезе отраслей создание рабочих мест в первом квартале 2006 года выглядит так:
- 3401 рабочее место – в сфере торговли и услуг;
- 611 рабочих мест – в сфере промышленности;
- 66 – в сфере управления;
- 53 – в сфере лесного хозяйства;
- 40 – в сфере сельского хозяйства
- 33 – в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- 14- в сфере культуры;
- 8 - в сфере здравоохранения;
- 7 –в сфере строительства;
- 6 – в сфере связи;
- 4 – в сфере игорного бизнеса;
- 1 рабочее место – в сфере транспорта.
Положительная динамика в плане открытия новых рабочих мест по сравнению с 1 кварталом 2005года отмечается в Карсунском, Мелекесском, Старокулаткинском, Сурском, Тереньгульском, Ульяновском, Цильнинском, Новомалыклинском, Новоспасском, Николаевском районах. Но напряженной остается ситуация по созданию рабочих мест в следующих районах:
- Барышский район – сокращение числа создаваемых новых рабочих мест в 1,4 раза, в то же время уровень безработицы составляет – 4,22%, Вешкаймский район – в 1,9 раз, уровень безработицы – 5,18 %, Павловский район – в 2,5 раза, уровень безработицы 8,06%, Старомайнский район - в 2 раза, уровень безработицы – 6,76 %. По – прежнему, область среди регионов ПФО по официально регистрируемому уровню безработицы занимает последнее место, который составляет по г. Ульяновску 1,9%, по районам области – 4,43, в целом по области 3,1%.
Анализ работы по созданию новых рабочих мест в муниципальных образованиях Ульяновской области показывает, что не всегда рост числа новых рабочих мест прямо влияет на снижение уровня безработицы. Здесь важную роль играет и предлагаемый на новых рабочих местах уровень оплаты труда, и достаточно ограниченный спектр видов деятельности организаций и предприятий области, которые предоставляют новые рабочие места. Сегодня больше мы должны говорить о сельской безработице. Пути решения этой проблемы есть. Это создание новых рабочих мест в рамках участия в федеральных и областных целевых программах, развитие малого бизнеса, кредитование личного подсобного хозяйства, как источника самозанятости сельского человека, разработка программ создания рабочих мест на уровне каждого поселения, особенно в населённых пунктах с напряжённым уровнем занятости.
IV. Потребность рынка труда в кадрах
Но всё чаще со стороны работодателей можно услышать о кадровом голоде, особенно на вновь создаваемых производствах. Вроде бы парадокс; уровень безработицы высокий, а рабочих рук не хватает. Это наглядное проявление структурной безработицы. Но от того, что мы знаем её характер, суть дела не меняется. Причин тут много – и несоответствие рынка труда области и рынка образовательных услуг; недостаточная профессиональная квалификация безработных, и низкая зарплата, и неблагоприятные условия труда, и недостатки в профориентационной работе, прежде всего среди молодёжи. Ежегодно Управление по труду определяет потребность предприятий и организаций во вновь подготовленных квалифицированных рабочих и специалистах, как на предстоящий год, так и на перспективу.
На 2006 год потребность предприятий в кадрах составляет 12630 работников, на 2007 год 13085 работников. По уровню образования структура потребности в кадрах следующая:
- на 2006 год: высшее – 19,8%, среднее – 14,0%, начальное – 66,2%;
- на 2007 год: высшее – 17,0%, среднее – 17,1%, начальное – 65,9%.
Территориальная структура потребности в кадрах значительно смещена в пользу городских рынков труда: на 2006 год доля г.Ульяновска и г.Димитровграда в общей потребности составляет 63,5%, на 2007 год – 68% (Городские рынки труда также предъявляют спрос на более квалифицированную рабочую силу
По профессиям и специальностям высшего профессионального образования, наиболее востребованные в 2006 году специальности: инженер, врач, технолог, бухгалтер, менеджер. Всего требуются специалистов по 46 из 58 специальностей высшего профессионального образования. По профессиям и специальностям среднего профессионального образования наиболее востребованы агент (торговый представитель), оператор (линий, станков и т.д.), электрик/электромеханик, наладчик, лаборант, кассир, мастер, технолог, на долю этих специальностей приходится 72,5% потребности в специальностях среднего профессионального образования. Всего требуются специалисты 36 из 44 специальностей среднего профессионального образования. По профессиям и специальностям начального профессионального образования наиболее востребованы швея, оператор (автомата, автоматических линий, механизированных комплексов и т.д.), водитель, слесарь, электромонтер, тракторист, станочник, токарь, фрезеровщик, продавец, механизатор, газоэлектросварщик, сварщик, слесарь-сантехник, на их долю приходится 51% потребности в работниках с начальным профессиональным образованием. Всего требуется работники по 148 профессиям и специальностям начального профессионального образования из 241.
7 апреля 2006 г. решением координационного совета согласованы предложения Департамента образования Ульяновской области, Департамента здравоохранения Ульяновской области, Управления по делам культуры и искусства Ульяновской области по контрольным цифрам приема (госзаказу) в подведомственные учреждения начального и среднего профессионального образования на 2006/2007 учебный год. Но опять вновь мы вынуждены говорить о том, что в учреждениях профессионального образования недостаточно готовятся кадры нужные рынку труда. Так, например, по специальности «слесарь» будет приняты 306 человек, потребность – 800, по специальности «электромонтёр» контрольные цифры приёма 273, потребность рынка труда – 600 чел. И таких примеров можно приводить множество. В связи с этим, вопрос приведения рынка образовательных услуг в соответствии с запросами рынка труда требует безотлагательного решения, чтобы нам не готовить специалистов, которые придут на биржу труда и не выбрасывать бюджетные деньги на ветер. Необходимо к вопросу подготовки кадров привлечь работодателей, которые должны вкладывать средства в подготовку для себя нужных кадров.
V. Государственное регулирование охраной труда
На основе годового планирования приоритетных направлений Управлением по труду проведена определенная работа, направленная на улучшение условий труда, снижение производственного травматизма. И как результат, за 1 квартал текущего года отмечается снижение количества несчастных случаев со смертельным, тяжелым исходом, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не произошло ни одного группового несчастного случая.