Кроме того, в аптеке имеется возможность подключения к сети Internet, что используется для практического отслеживания фальсифицированных лекарственных средств, списки и номера партий которых публикуются по предметным рубрикам ряда фармацевтических сайтов. Это позволяет провизорам закупать качественные лекарственные средства, тем самым повышать свою конкурентоспособность.
Далее, для осуществления анализа деятельности целесообразно в графической форме отобразить динамику продаж МУП-35, которая имеет сезонный характер, что связано с пиком заболеваемости в зимние месяцы.
Рисунок 2 - Динамика продаж МУП-35
Если же рассматривать производственную деятельность МУП №35 то следует отметить, что аптека занимается изготовлением рецептурных препаратов, что можно сопоставить с производственной деятельностью, ибо налицо себестоимость единицы продукции, использование трудовых ресурсов (труд фармацевтов-провизоров), а также наличие отпускной стоимости (цены реализации) и, соответственно, прибыли. Ассортимент изготовляемых препаратов можно представить в табличной форме:
Таблица 4- Ассортимент изготовляемых препаратов
Наименование готовой продукции | Единица измерения | Количество | Розничная цена, руб. |
Раствор фурациллина (1:5000) | л | 20 | 5-47 |
Раствор кальция хлорида 50% | л | 2 | 34-26 |
Раствор перекиси водорода 3% | л | 20 | 8-04 |
Раствор протаргола 2% - 10 мл | 200 | 10-73 | |
Спирт 70% | л | 2 | 48-56 |
Раствор кислоты хлористоводородной 1:10 | мл | 200 | 8-7 |
Кроме того, аптека изготавливает следующие группы препаратов:
1. раствор калия йодида;
2. капли витаминные;
3. раствор глюкозы 20% и 40%;
4. детские микстуры (успокоительные);
5. микстура Кватера (для взрослых);
6. микстура калий йод;
7. мази: противоожеговая, димедроловая, серная;
8. мазь с: преднизалоном, синафланом, витамином А;
9. стерильные растворы для капельницы.
Специфику деятельности ряда аптечного учреждения также определяет наличие в нем группы товаров, потребление которых строго нормируется. К этой группе относятся:
1. Наркотические средства и психотропные вещества (в соответствии с соответствующим федеральным законом).
2. Спирт этиловый.
Нормы потребления наркотических средств установлены в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 12.11.97 № 330 « О мерах по улучшению учета, хранения, выписывания и использования наркотических лекарственных средств» исходя из:
1. для розничных аптечных организаций - количества сухого вещества наркотического лекарственного средства в лекарственной форме, норматива в граммах на 1 000 жителей в год и числа жителей, обслуживаемых аптекой;
2. для аптек лечебно-профилактических учреждений или самих учреждений - норматива потребности наркотического лекарственного средства определенной лекарственной формы на 1 койку в год, профиля отделения (терапевтическое, кардиологическое, хирургическое и др.), вида помощи (паллиативная, скорая) и числа коек в отделении.
Кроме того, данный приказ регламентирует также максимальную норму отпуска опиоидных анальгетиков на 5-10 дней терапии онкологических больных. Запас наркотических лекарственных средств в аптеках независимо от организационно-правовой формы и формы собственности не должен превышать месячной потребности. Для аптек, удаленных от баз снабжения, запас этих средств устанавливается органами управления фармацевтическими (аптечными) организациями в субъектах РФ. В ассистентской комнате аптек запасы наркотических лекарственных средств не должны превышать 5-дневной потребности.
Сложность взаимоотношений на фармацевтическом рынке определяется наличием различных типов покупателей (потребителей) товаров и услуг. Выделяются три группы:
1. Институциональные потребители - потребители-организации, в качестве которых могут выступать государственные и коммерческие предприятия, приобретающие товары для дальнейшего использования в рамках организации (например, лечебно-профилактические учреждения) или перепродажи другим потребителям (оптовое и розничное звено фармацевтического рынка).
2. Конечные потребители - пациент, семья, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования.
3. Промежуточные потребители - медицинские работники, назначающие лекарственный препарат (лечение в стационаре, клинике, санатории) или выписывающие рецепт на него (при амбулаторном лечении).
Каждый из типов покупателей имеет различные мотивы потребления фармацевтических товаров, ценностные ориентиры при их приобретении или назначении.
Институциональным потребителем МУП №35 выступает районная больница, конечными потребители являются покупатели аптеки, приобретающие товары аптечного ассортимента для личного или семейного использования, промежуточные потребители – фельдшеры, работающие в Унечском районе непосредственно с больными и выписывающие рецепт на препараты, которые имеются в ассортименте аптеки.
В заключении можно отметить, что и институциональных и конечных потребителей объединяет в отличие от промежуточных наличие процесса потребления фармацевтических товаров. Они же обладают покупательной способностью. Но промежуточный потребитель - главный фактор формирования потребностей на рынке лекарственных препаратов. А, ведь именно потребности и их удовлетворение - основные стимулы предпринимательской деятельности.
Прежде всего, следует отметить, что стратегия МУП №35 может быть охарактеризована как стратегия ограниченного роста. Необходимо произвести анализ внешней среды МУП №35 для оценки возможных вариантов оптимизации стратегии. Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ среды - это очень важный для выработки стратегии организации и сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки и установления связи между факторами, сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.