Классификация стратегии по уровням иерархии управления.
В диверсифицированной компании стратегии разрабатываются на четырех различных организационных уровнях. С точки зрения иерархии управления стратегии можно подразделить на:
· Корпоративную стратегию (стратегия для компании и сфер её деятельности в целом).
· Деловую стратегию (для каждого отдельного вида деятельности компании).
· Функциональную стратегию (для каждого функционального направления определенной сферы деятельности). Каждая сфера деятельности имеет производственную стратегию, стратегии маркетинга, финансов и т. д.
· Операционную или линейную стратегию (более узкая стратегия для основных структурных единиц: заводов, торговых региональных представителей и отделов)
Пирамида разработки стратегии для диверсифицированной и узкопрофильной компании:
Диверсифицированная компания:
Корпо-
ративная
стратегия
Двустороннее влияние
Деловая стратегия
Двустороннее влияние
Функциональные стратегии
Двустороннее влияние
Операционные стратегии (регионы, заводы)
Узкопрофильная компания:
Деловая
стратегия
Двустороннее влияние
Функциональные стратегии
(НИОКР, производство, маркетинг,
финансы, персонал и т. д.)
Двустороннее влияние
Операционные стратегии (регионы и районы,
заводы, отделы внутри
функциональных направлений
На одноотраслевом предприятии существуют только три уровня (отсутствует корпоративный курс). Это продолжается до тех пор, пока во внимание не принимаются попытки диверсифицировать свою деятельность в другие сферы. В таблице №1 содержатся виды стратегических действий, которые соответствуют каждому из четырех уровней разработки стратегии.
Уровень стратегии |
Ответственные лица |
Мероприятия, характерные для каждого уровня. |
Корпоративная стратегия |
Управляющие высшего ранга, другие ключевые менеджеры (решения обычно принимаются советом директоров) |
· Создание и управление высокопродуктивным хозяйственным портфелем структурных подразделений корпорации (приобретение компаний, укрепление существующих деловых позиций, прекращение деятельности не соответствующей управленческим планам). · Достижение синергизма среди родственных структурных подразделений и превращение его в конкурентное преимущество. · Установление инвестиционных приоритетов и направление корпоративных ресурсов в наиболее привлекательные сферы деятельности. |
Деловая стратегия |
Генеральные директора, руководители подразделений (решения обычно принимаются корпоративным руководством или советом директоров) |
· Разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ. · Формирование механизма реагирования на внешние изменения. · Объединение стратегических действий основных функциональных подразделений. · Усилия по решению специфических вопросов и проблем компании. |
Функциональная стратегия |
Руководители среднего звена (решения принимаются главой подразделений) |
· Действия по поддержке деловой стратегии и достижению целей подразделения. · Обзор, пересмотр и объединение предложений менеджеров на местах. |
Операционная стратегия |
Руководители на местах (решения принимаются руководителями функциональных служб) |
· Действия по решению узкоспециальных вопросов и проблем, связанных с достижением целей подразделения. |