рефераты по менеджменту

Развитие управленческой предприимчивости в новых условиях хозяйствования на примере ОАО "Курганмолпром"

Страница
3

Основным институтом социального рыноч­ного хозяйства (при всех его национальных осо­бенностях) являются корпорации — производ­ственные, транспортные, банковско-финансовые; они объединяются в финансово-промыш­ленные группы, концерны, холдинги, синдика­ты, консорциумы, стратегические альянсы и иные интегрированные формирования с образованием или без образования юридического лица — метакорпорации. Численно уступая партнерствам и индивидуальным предприяти­ям, корпорации обеспечивают воспроизводство большей части экономических благ.

Корпорации существуют в формах акцио­нерных обществ, государственных предприя­тий, специализированных финансовых инсти­тутов, а об­щие их признаки таковы: наличие юридичес­кого лица, от имени которого ведется бизнес, которое не отвечает по обязательствам соб­ственников и по обязательствам которого не отвечают собственники), но отличает корпора­цию от таких видов компаний, как, скажем, полные и коммандитные товарищества; институциональное (правовое и персональное) разделение функций собственности и управле­ния; коллективное принятие решений соб­ственниками и (или) наемными управляющими (наибольшей степени разделение функций уп­равления и собственности достигло в паевых инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и иных современных фи­нансовых институтах).

Таким образом, современная корпорация — это организация: принадлежащая государству или коллективу независимых друг от друга соб­ственников (физических и юридических лиц); являющаяся юридическим лицом; не отвечаю­щая по обязательствам собственников; осуще­ствляющая свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и устава, административными решениями орга­нов государственной власти; управляемая коллективными органа­ми, избранными собственниками, а также на­емными управляющими, назначаемыми соб­ственниками и имеющими права заключать от имени корпорации сделки в пределах делеги­рованных собственниками полномочий.

Типичная разновидность корпорации - ак­ционерное общество, где право собственника на участие в избрании органов управления и на получение части доходов пропорционально принадлежащей ему доле капитала корпорации. Общественный сектор экономики состоит из государственных учреж­дений и предприятий, производящих обычные товары (услуги) и общественные блага и орга­низованных как корпорации; иногда госкорпо­рации создаются в форме акционерных обществ со стопроцентным участием государства.

В широком смысле «корпорация» — это любая организованная группа людей и юриди­ческих лиц, объединенных общим экономичес­ким интересом, профессиональной принадлеж­ностью, совместной экономической деятельно­стью, правилами поведения. Корпорациями яв­ляются купеческие и ремесленные гильдии, торгово-промышленные палаты, союзы и ассо­циации занятых одинаковым бизнесом предпри­нимателей, научные общества, и т.п.

В настоящее время под корпорацией обыч­но понимается акционерная компания (в США это синонимы). Коллективное принятие реше­ний и разделение функций собственности и уп­равления, возможность сложения капиталов и изъятия любым собственником своей доли пу­тем ее продажи третьим лицам, привлечения сбережений посредством размещения акций на фондовом рынке — все это сделало корпора­ции самой эффективной и доминирующей фор­мой организации производства в индустриаль­ной и постиндустриальной экономиках.

Частнокапиталистические предприятия, в которых индивидуаль­ные собственники управляют бизнесом и отве­чают по обязательствам предприятия своим имуществом, и кооперативы, хотя и преоблада­ют численно, уступают корпорациям, но выпуску продукции и получаемым доходам. Они сохраняют конкурентоспособ­ность лишь в тех отраслях и сферах, где высо­ка роль личной заинтересованности товаро­производителя в доходах от бизнеса, малы оп­тимальные размеры предприятий, не столь эффективны централизованное управление и концентрация капитала: в розничной торгов­ле, услугах, сельском хозяйстве, и т.п. Между тем именно они и служат реальным прототи­пом теоретической модели «фирмы, максими­зирующей прибыль».

Большую роль в обеспечении выживания частнокапиталистического сектора играет соци­альная политика демократических государств, которые предоставляют малому бизнесу, в том числе фермерам и кооперативам, дешевые кре­диты, налоговые и другие льготы, вводя одно­временно прогрессивные налоги на прибыли корпораций и антимонопольные ограничения.

Малые предприятия, их роль в становлении рынка

Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие в промышленности и строительстве предприятия с численностью работающих до ста человек.

В качестве равнозначного критерия, может быть использован объем хозяйственного оборота.

Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малое предприятие быстрее осуществляет изменения в номенклатуре и ассортименте производимой продукции. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, которые не могут быть использованы средними и крупными предприятиями.

О возможностях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, иногда ведущее место. На малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% ВНП. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для российской, высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в областях электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 70-80% новых рабочих мест.

Эти свойства малого предпринимательства содействуют образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодолению нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем. Для эффективного функционирования российской экономики необходимо иметь 8-10 миллионов малых предприятий, сейчас же их около 300 тыс. Это означает, что предпринимательство как особый сектор экономики не сформировалось.

Сложившаяся экономическая политика негативно воздействует на малое предпринимательство. Либерализация цен, ускорившаяся инфляция, привели к ликвидации финансовой базы малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения. Малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные налоги. В результате малые предприятия ставятся на грань банкротства, не зависимо от их народнохозяйственной значимости.

Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства. Необходима тщательная отработка законодательства, следует принять специальный закон о развитии малого предпринимательства, в котором бы фиксировались количественные и качественные критерии малого бизнеса, его права и обязанности, роль в рыночной экономике, а также предоставляемые ему льготы. Должна быть существенно упрощена и облегчена процедура учреждения малых предприятий.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту