Основным институтом социального рыночного хозяйства (при всех его национальных особенностях) являются корпорации — производственные, транспортные, банковско-финансовые; они объединяются в финансово-промышленные группы, концерны, холдинги, синдикаты, консорциумы, стратегические альянсы и иные интегрированные формирования с образованием или без образования юридического лица — метакорпорации. Численно уступая партнерствам и индивидуальным предприятиям, корпорации обеспечивают воспроизводство большей части экономических благ.
Корпорации существуют в формах акционерных обществ, государственных предприятий, специализированных финансовых институтов, а общие их признаки таковы: наличие юридического лица, от имени которого ведется бизнес, которое не отвечает по обязательствам собственников и по обязательствам которого не отвечают собственники), но отличает корпорацию от таких видов компаний, как, скажем, полные и коммандитные товарищества; институциональное (правовое и персональное) разделение функций собственности и управления; коллективное принятие решений собственниками и (или) наемными управляющими (наибольшей степени разделение функций управления и собственности достигло в паевых инвестиционных фондах, негосударственных пенсионных фондах и иных современных финансовых институтах).
Таким образом, современная корпорация — это организация: принадлежащая государству или коллективу независимых друг от друга собственников (физических и юридических лиц); являющаяся юридическим лицом; не отвечающая по обязательствам собственников; осуществляющая свою деятельность в соответствии с нормами законодательства и устава, административными решениями органов государственной власти; управляемая коллективными органами, избранными собственниками, а также наемными управляющими, назначаемыми собственниками и имеющими права заключать от имени корпорации сделки в пределах делегированных собственниками полномочий.
Типичная разновидность корпорации - акционерное общество, где право собственника на участие в избрании органов управления и на получение части доходов пропорционально принадлежащей ему доле капитала корпорации. Общественный сектор экономики состоит из государственных учреждений и предприятий, производящих обычные товары (услуги) и общественные блага и организованных как корпорации; иногда госкорпорации создаются в форме акционерных обществ со стопроцентным участием государства.
В широком смысле «корпорация» — это любая организованная группа людей и юридических лиц, объединенных общим экономическим интересом, профессиональной принадлежностью, совместной экономической деятельностью, правилами поведения. Корпорациями являются купеческие и ремесленные гильдии, торгово-промышленные палаты, союзы и ассоциации занятых одинаковым бизнесом предпринимателей, научные общества, и т.п.
В настоящее время под корпорацией обычно понимается акционерная компания (в США это синонимы). Коллективное принятие решений и разделение функций собственности и управления, возможность сложения капиталов и изъятия любым собственником своей доли путем ее продажи третьим лицам, привлечения сбережений посредством размещения акций на фондовом рынке — все это сделало корпорации самой эффективной и доминирующей формой организации производства в индустриальной и постиндустриальной экономиках.
Частнокапиталистические предприятия, в которых индивидуальные собственники управляют бизнесом и отвечают по обязательствам предприятия своим имуществом, и кооперативы, хотя и преобладают численно, уступают корпорациям, но выпуску продукции и получаемым доходам. Они сохраняют конкурентоспособность лишь в тех отраслях и сферах, где высока роль личной заинтересованности товаропроизводителя в доходах от бизнеса, малы оптимальные размеры предприятий, не столь эффективны централизованное управление и концентрация капитала: в розничной торговле, услугах, сельском хозяйстве, и т.п. Между тем именно они и служат реальным прототипом теоретической модели «фирмы, максимизирующей прибыль».
Большую роль в обеспечении выживания частнокапиталистического сектора играет социальная политика демократических государств, которые предоставляют малому бизнесу, в том числе фермерам и кооперативам, дешевые кредиты, налоговые и другие льготы, вводя одновременно прогрессивные налоги на прибыли корпораций и антимонопольные ограничения.
Важную роль в формировании антимонопольной структуры рынка, в преодолении только ведомственного, но и экономического монополизма играют малые предприятия. К малым предприятиям относятся вновь создаваемые и действующие в промышленности и строительстве предприятия с численностью работающих до ста человек.
В качестве равнозначного критерия, может быть использован объем хозяйственного оборота.
Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Малое предприятие быстрее осуществляет изменения в номенклатуре и ассортименте производимой продукции. Малый бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы, которые не могут быть использованы средними и крупными предприятиями.
О возможностях малого бизнеса можно судить по опыту промышленно развитых стран, в экономике которых ему по ряду показателей принадлежит заметное, иногда ведущее место. На малый бизнес здесь приходится до 90-95% всех предприятий и до 20-60% ВНП. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для российской, высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Немаловажна роль малого бизнеса в осуществлении прорыва по ряду направлений НТП, прежде всего в областях электроники, кибернетики и информатики. В США на малый бизнес приходится 50% научно-технических разработок. Заметен вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 70-80% новых рабочих мест.
Эти свойства малого предпринимательства содействуют образованию регулируемого, социально ориентированного рыночного механизма, преодолению нынешнего кризисного падения производства, стабилизации экономики и обеспечению предпосылок для быстрого и устойчивого экономического подъема в дальнейшем. Для эффективного функционирования российской экономики необходимо иметь 8-10 миллионов малых предприятий, сейчас же их около 300 тыс. Это означает, что предпринимательство как особый сектор экономики не сформировалось.
Сложившаяся экономическая политика негативно воздействует на малое предпринимательство. Либерализация цен, ускорившаяся инфляция, привели к ликвидации финансовой базы малого бизнеса из-за обесценения сбережений населения. Малое предпринимательство душат многочисленные и непомерные налоги. В результате малые предприятия ставятся на грань банкротства, не зависимо от их народнохозяйственной значимости.
Для решения широкого круга проблем становления малого предпринимательства необходима разработка комплексной государственной программы развития малого бизнеса. Она должна охватывать все стороны формирования и развития малого предпринимательства. Необходима тщательная отработка законодательства, следует принять специальный закон о развитии малого предпринимательства, в котором бы фиксировались количественные и качественные критерии малого бизнеса, его права и обязанности, роль в рыночной экономике, а также предоставляемые ему льготы. Должна быть существенно упрощена и облегчена процедура учреждения малых предприятий.