Введение.
Обращение к экономическим моделям функционирования фирмы при обучении новых поколений менеджеров вполне естественно. Юридически самостоятельная, нацеленная на коммерческий успех фирма, независимо от возраста, размера (будь то индивидуальный бизнес или корпорация гигант), сферы деятельности (банк – тоже фирма), есть основной экономический институт современного капитализма. Баланс частных и коллективных интересов в любом обществе во многом определяется их организацией на микроуровне экономики – именно фирма играет роль центрального звена механизма саморегулирования и саморазвития рыночного хозяйства, в том числе и Российского.
Одним из самых эффективных инструментов выживания и развития корпоративных структур в условиях нынешней нестабильности мировой и национальных финансовых систем, как известно, становится диверсификация: коль скоро возникают проблемы в одном из сегментов производственно-сбытовой деятельности корпорации, возможности другого позволяют справиться с этими проблемами, поддерживать, в частности, конкурентоспособность производимых товаров и услуг на максимально широком поле постоянно развивающихся товарных рынков. Диверсификация в известном смысле служит страховочным механизмом и в значительной мере усиливает конкурентные позиции бизнес лидеров.
В настоящее время руководители отечественных корпоративных структур, в том числе высоко диверсифицированных, вынуждены проводить активную политику овладения рынком. Они во все большей мере прибегают к методам и процедурам планирования, адекватным условиям рыночной экономики. При прежней системе хозяйствования в большинстве секторов отечественной промышленности планирование нацеливалось на решение преимущественно производственно-технических задач, а проблемы сбыта, управления ценами, финансового обеспечения и организации рекламы оставались на втором плане, если вообще возникали. Возникнув же, они потребовали задействования для своего решения принципов стратегического планирования и управления.
ОАО «Курганмолпром» занимается оптово-розничной торговлей и снабжением предприятий молочной промышленности оборотными средствами, которые необходимы для производства, хранения и обработки различной продукции этих предприятий, при некоторых обстоятельствах данное предприятие ведет бартерные сделки с этими предприятиями или продает товары в кредит. Также существуют побочные виды деятельности предприятия, которые приносят ему прибыль. Это такие, как оказание услуг размещения, создания рекламы, охраны, аренды.
На данном предприятии были проведены наблюдения за работой персонала предприятия, также была изучена структура данного предприятия, исследовались взаимоотношения между сотрудниками, между подчиненными, и между сотрудниками и подчиненными.
При исследовании структуры предприятия, обеспеченности трудовыми ресурсами и структуры управленческого персонала использовался монографический метод, так как вся информация, которая касается именно этих разделов, была предоставлена при помощи устных разъяснений и объяснений управленческого персонала.
При исследовании экономических показателей предприятия, использовался экономико-статистический метод, так как все данные, которые были получены, находились либо в балансе предприятия, либо в годовых отчетах.
Контрагенты (продавец/покупатель; работодатель/наемник; кредитор/заемщик) не пребывают в условиях изоляции, они функционируют в определенной сфере, которая определяет их позиции.
Экономическая обстановка обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, она также определяет виды приобретенных ими товаров и ту сумму, которую они готовы уплатить. Равным образом экономическая обстановка определяет наличие свободных рабочих мест, и следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работника при заключении трудового соглашения.
На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени, способы управления экономикой, есть результат политических целей и задач, находящегося у власти правительства.
Бизнес, его участники, действуют в рамках соответствующей правовой среды. Бизнес может регулироваться законами в данном обществе. Виды законов, которые принимает парламент, могут явиться следствием политической обстановки и давления лоббистов или групп по оказанию нажима, которые в свою очередь, могут отражать соответствующие течения в социальной и культурной сферах.
Коммерческое предпринимательство характеризуется тем, что определенную роль в нем играют товарно-денежные, торгово-обменные операции. Они выражают основное содержание коммерческого предпринимательства. Суть этого вида предпринимательства представляют операции и сделки по купле-продаже, то есть перепродаже товаров и услуг.
В условиях коммерческого предпринимательства привлекаемые предпринимателем рабочая сила и средства производства имеют специфический характер, поскольку предназначены для осуществления торговых и непосредственно связанных с ними операций. Содержание и этапы осуществления коммерческой сделки на примере купли-продажи определенного товара. Прежде всего, следует выбрать вид товара (услуги) для осуществления коммерции. При этом учитываются два основных требования:
1. реализационная цена товара должна быть ощутимо выше покупной цены.
2. должен быть достаточный спрос на данный вид товара, чтобы реализовать его в намечаемом масштабе сделки.
Таким образом, коммерческой сделке должен предшествовать маркетинговый анализ рынка, в результате которого прогнозируется объем закупки и продажи товара, цена покупки и цена реализации товара. Если предварительный анализ и прогноз свидетельствуют в пользу коммерческой сделки, предприниматель прорабатывает бизнес план предпринимательской деятельности, включает программу действий по осуществлению сделки, расчет затрат и ресурсов.
Денежные расходы на проведение коммерческой сделки к определенному моменту времени складываются из расходов на приобретение товара, на найм работников, на аренду помещений, складов, на оплату услуг сторонних организаций и лиц, на приобретение информации, выплату части процентов за кредит.
Для нормального финансового обеспечения коммерческого предпринимательства в течение всего периода сделки выручка должна превышать затраты, то есть сумма поступлений должна превышать сумму затрат. Если денежных средств предпринимателя недостаточно, то он вынужден прибегать к кредиту, а иногда и к залогу.
В итоге завершения коммерческой сделки предприниматель должен получить валовую прибыль.
Бизнес – это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.