рефераты по менеджменту

Развитие управленческой предприимчивости в новых условиях хозяйствования на примере ОАО "Курганмолпром"

Страница
2

Под функциями бизнеса понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды. Бизнес предполагает следующие функции:

1. Ведение финансов и учета. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов и (или) кредиторов. Накопление доходов от продаж. Управление использованием капитала и доходов в рамках и вне бизнеса.

2. Кадровая. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса, решение всех вопросов, касающихся использования работников.

3. Материально-техническое обеспечение. Приобретение сырья, машин и оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности.

4. Производственная. Превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.

5. Маркетинг. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.

К этим функциям можно добавить:

1. Поддержку предпринимательства. Распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления, что является функцией менеджмента.

2. Научно-исследовательские и проектные работы. Деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства, повышение эффективности, расширение предложения новой продукции.

3. Связи с общественностью. Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средства массовой информации.

Реформа предприятий

Провал многолетних усилий по стабилизации российской экономики еще раз подтвердил истину: высокая эффективность предприятий — непременное условие оздоровления финансово-монетарной системы и экономического подъе­ма. Реформирование предприятий, реструкту­рирование их долгов, упорядочение приватиза­ционных процессов и улучшение качества уп­равления госпредприятиями и пакетами акций, находящихся в государственной собственности, санация не­платежеспособных и ликвидация нежизнеспо­собных производственных единиц, разрешение платежного кризиса, создание у хозяйственных руководителей мотивации к повышению эффек­тивности их деятельности — все названные проблемы предстоит решить обновленному ру­ководству страны. При этом нужно четко осоз­нать, во-первых, закономерности работы «фир­мы, максимизирующей прибыль», с одной сто­роны, и современной корпорации, — с другой. Во-вторых, — обязательность жестких финан­совых ограничений для оздоровления экономи­ки. В-третьих, — противоречивость целей пред­приятий (максимизация доходов акционеров, руководителей и (или) работников), общества (рост чистого продукта и занятости) и госчи­новников (рост их власти и объемов используе­мых ресурсов).

На фоне «послеавгустовского» обострения финансового и политического кризиса в России вне фокуса внимания властей оказалась одна из стратегических целей рыночных реформ — создание эффективных предприятий. А ведь при­ватизация, либерализация торговли и рестриктивная финансово-монетарная политика прово­дились ради повышения эффективности обще­ственного производства.

Необходимость макроэкономической стабилизации обосновывалась также тем, что без нее нет условий для эффективного функцио­нирования и развития предприятий всех форм собственности. Далее, без достижения прибыльности боль­шинства предприятий невозможно решение за­дач макроэкономической стабилизации, т.е. обес­печения сбалансированности государственных доходов и расходов, равновесия платежного ба­ланса, стабильности национальной валюты и низких темпов инфляции. Снижение же эффек­тивности предприятий означает сокращение воз­можностей роста занятости и доходов граждан, налоговых поступлений и социальных расходов.

К сожалению, эти общеизвестные зависимо­сти игнорировались в ходе форсированной при­ватизации государственных предприятий. Не­удивительно, что основные ее задачи остались нерешенными. Во-пер­вых, права акционеров не защищены от произ­вола руководителей предприятий, крупнейших собственников, кредиторов и госчиновников. Во-вторых, деятельность этих руководителей не подчинена цели максимизации прибыли, дохо­дов и капитала акционеров. В-третьих, не обес­печена транспарентность финансовой деятель­ности предприятий для собственников, креди­торов, работников и государства. В-четвертых, не развит фондовый рынок: на нем доминиру­ют спекулянты, а не стратегические инвесторы. В-пятых, в своем большинстве предприятия неплатежеспособны и подлежат либо банкрот­ству, либо реструктурированию (например, пу­тем конверсии долгов в акции). В-шестых, не сформировались дееспособные финансово-промышленные группы, обеспечивающие межот­раслевой и межрегиональный перелив капита­ла и эффективный финансовый менеджмент. В-седьмых, в последние годы обозначился но­вый этап передела собственности — с исполь­зованием процедур банкротства, внешнего уп­равления, «враждебных захватов» контроля над предприятиями.

Ясно, что при всей важности макроэконо­мической политики основные усилия государ­ству предстоит направить на быстрое и суще­ственное повышение эффективности производ­ства путем создания высокоэффективных про­изводственных организаций.

На развертывании этой реформы уже на­стаивают и западные кредиторы. Некоторые ре­комендации МВФ (по расчленению предприя­тий естественных монополий, упрощению про­цедуры банкротства и т.п.) явно продиктованы интересами западных корпораций, а не заботой о российских гражданах. Другие — относитель­но перехода российских предприятий на меж­дународные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента, обеспечения транспарентности корпораций для акционеров и кре­диторов, защиты прав инвесторов, акционеров, кредиторов, работников, поставщиков пред­приятий и потребителей производимой ими продукции можно поддержать. Однако в них отсутствуют меры по решению главной пробле­мы рыночных реформ: создания у российских предприятий мотива (необходимости, стремле­ния, цели) максимизации прибыли. МВФ и рос­сийские либералы считают, что достаточно соз­дать макроэкономические условия, защитить права собственности, наладить учет — и соб­ственники сами обеспечат максимизацию при­были предприятиями. На самом деле это, во-первых, слишком долгий процесс. Во-вторых, результат, как показывает зарубежный опыт, здесь вовсе не гарантирован. Всю систему государственного регули­рования предприятий и экономики в целом предстоит сориентировать на повышение эф­фективности производственно-финансовой дея­тельности предприятий и конкурентоспособно­сти российских товаропроизводителей.

Гражданский кодекс РФ и Федеральный за­кон «Об акционерных обществах» являются рамочными актами, весьма слабо регулирующими деятельность предприятий; даже сам прин­цип максимизации прибыли законодательно не конституирован, не говоря уж о максимизации занятости и пла­тежей в бюджет.

Государственное регулирование не должно ориентировать предприятия лишь на максими­зацию прибыли. В послевоенный период устой­чивое развитие экономики наблюдалось только в странах, создавших «социальное рыночное хо­зяйство», в котором органично сочетаются го­сударственные и рыночные институты; эффек­тивные предприятия и государство обеспечива­ют повышение благосостояния граждан и ди­намичный рост производства. Этот термин име­ет, как известно, западногерманское происхож­дение, но и в послевоенных США были созда­ны эффективные системы социальной защиты, финансирования НИОКР, налогового стимули­рования инвестиций, финансово-монетарного контроля и регулирования, внешнеэкономичес­кого протекционизма.

Корпорация - «фирма, максимизирующая прибыль»

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту