Под функциями бизнеса понимается осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной среды. Бизнес предполагает следующие функции:
1. Ведение финансов и учета. Мобилизация капитала за счет средств инвесторов и (или) кредиторов. Накопление доходов от продаж. Управление использованием капитала и доходов в рамках и вне бизнеса.
2. Кадровая. Отбор и прием на работу в соответствии с потребностями бизнеса, решение всех вопросов, касающихся использования работников.
3. Материально-техническое обеспечение. Приобретение сырья, машин и оборудования и другие поставки, необходимые для хозяйственной деятельности.
4. Производственная. Превращение сырья и других поставок в такой вид продукции, который пригоден для продажи клиентам предприятия.
5. Маркетинг. Определение нужд потребителей и управление процессом обмена между предприятием и его контрагентами.
К этим функциям можно добавить:
1. Поддержку предпринимательства. Распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления, что является функцией менеджмента.
2. Научно-исследовательские и проектные работы. Деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов или новой продукции для улучшения предпринимательства, повышение эффективности, расширение предложения новой продукции.
3. Связи с общественностью. Осуществление и управление отношениями между предприятием и общественными структурами или средства массовой информации.
Провал многолетних усилий по стабилизации российской экономики еще раз подтвердил истину: высокая эффективность предприятий — непременное условие оздоровления финансово-монетарной системы и экономического подъема. Реформирование предприятий, реструктурирование их долгов, упорядочение приватизационных процессов и улучшение качества управления госпредприятиями и пакетами акций, находящихся в государственной собственности, санация неплатежеспособных и ликвидация нежизнеспособных производственных единиц, разрешение платежного кризиса, создание у хозяйственных руководителей мотивации к повышению эффективности их деятельности — все названные проблемы предстоит решить обновленному руководству страны. При этом нужно четко осознать, во-первых, закономерности работы «фирмы, максимизирующей прибыль», с одной стороны, и современной корпорации, — с другой. Во-вторых, — обязательность жестких финансовых ограничений для оздоровления экономики. В-третьих, — противоречивость целей предприятий (максимизация доходов акционеров, руководителей и (или) работников), общества (рост чистого продукта и занятости) и госчиновников (рост их власти и объемов используемых ресурсов).
На фоне «послеавгустовского» обострения финансового и политического кризиса в России вне фокуса внимания властей оказалась одна из стратегических целей рыночных реформ — создание эффективных предприятий. А ведь приватизация, либерализация торговли и рестриктивная финансово-монетарная политика проводились ради повышения эффективности общественного производства.
Необходимость макроэкономической стабилизации обосновывалась также тем, что без нее нет условий для эффективного функционирования и развития предприятий всех форм собственности. Далее, без достижения прибыльности большинства предприятий невозможно решение задач макроэкономической стабилизации, т.е. обеспечения сбалансированности государственных доходов и расходов, равновесия платежного баланса, стабильности национальной валюты и низких темпов инфляции. Снижение же эффективности предприятий означает сокращение возможностей роста занятости и доходов граждан, налоговых поступлений и социальных расходов.
К сожалению, эти общеизвестные зависимости игнорировались в ходе форсированной приватизации государственных предприятий. Неудивительно, что основные ее задачи остались нерешенными. Во-первых, права акционеров не защищены от произвола руководителей предприятий, крупнейших собственников, кредиторов и госчиновников. Во-вторых, деятельность этих руководителей не подчинена цели максимизации прибыли, доходов и капитала акционеров. В-третьих, не обеспечена транспарентность финансовой деятельности предприятий для собственников, кредиторов, работников и государства. В-четвертых, не развит фондовый рынок: на нем доминируют спекулянты, а не стратегические инвесторы. В-пятых, в своем большинстве предприятия неплатежеспособны и подлежат либо банкротству, либо реструктурированию (например, путем конверсии долгов в акции). В-шестых, не сформировались дееспособные финансово-промышленные группы, обеспечивающие межотраслевой и межрегиональный перелив капитала и эффективный финансовый менеджмент. В-седьмых, в последние годы обозначился новый этап передела собственности — с использованием процедур банкротства, внешнего управления, «враждебных захватов» контроля над предприятиями.
Ясно, что при всей важности макроэкономической политики основные усилия государству предстоит направить на быстрое и существенное повышение эффективности производства путем создания высокоэффективных производственных организаций.
На развертывании этой реформы уже настаивают и западные кредиторы. Некоторые рекомендации МВФ (по расчленению предприятий естественных монополий, упрощению процедуры банкротства и т.п.) явно продиктованы интересами западных корпораций, а не заботой о российских гражданах. Другие — относительно перехода российских предприятий на международные стандарты бухгалтерского учета и финансового менеджмента, обеспечения транспарентности корпораций для акционеров и кредиторов, защиты прав инвесторов, акционеров, кредиторов, работников, поставщиков предприятий и потребителей производимой ими продукции можно поддержать. Однако в них отсутствуют меры по решению главной проблемы рыночных реформ: создания у российских предприятий мотива (необходимости, стремления, цели) максимизации прибыли. МВФ и российские либералы считают, что достаточно создать макроэкономические условия, защитить права собственности, наладить учет — и собственники сами обеспечат максимизацию прибыли предприятиями. На самом деле это, во-первых, слишком долгий процесс. Во-вторых, результат, как показывает зарубежный опыт, здесь вовсе не гарантирован. Всю систему государственного регулирования предприятий и экономики в целом предстоит сориентировать на повышение эффективности производственно-финансовой деятельности предприятий и конкурентоспособности российских товаропроизводителей.
Гражданский кодекс РФ и Федеральный закон «Об акционерных обществах» являются рамочными актами, весьма слабо регулирующими деятельность предприятий; даже сам принцип максимизации прибыли законодательно не конституирован, не говоря уж о максимизации занятости и платежей в бюджет.
Государственное регулирование не должно ориентировать предприятия лишь на максимизацию прибыли. В послевоенный период устойчивое развитие экономики наблюдалось только в странах, создавших «социальное рыночное хозяйство», в котором органично сочетаются государственные и рыночные институты; эффективные предприятия и государство обеспечивают повышение благосостояния граждан и динамичный рост производства. Этот термин имеет, как известно, западногерманское происхождение, но и в послевоенных США были созданы эффективные системы социальной защиты, финансирования НИОКР, налогового стимулирования инвестиций, финансово-монетарного контроля и регулирования, внешнеэкономического протекционизма.