Немаловажным достоинством ТС является и то, что она позволяет регулировать фонд оплаты труда в автоматическом режиме, а тем самым избегать резких его колебаний.
ТС включает в себя следующие документы:
· Положение о тарифах (включая таблицу тарифных коэффициентов)
· Положение об аттестации персонала
· Инструкция линейному руководителю по проведению аттестации (включая аттестационный лист)
· Инструкция кадровой службы по учету и обработке результатов аттестации.
Унифицированная контрольная система (в дальнейшем КС) - вторая составная часть модели, разработанная руководством управления заводом.
Основой КС является трудовое соглашение и единая инструкция для линейного руководителя, позволяющая четко нормализовать иерархическую структуру организации. Трудовое соглашение (контракт) применяется к любым должностям и рабочим специальностям (заключается со всеми работниками).
Психологическая сторона КС построена с учетом следующих принципов:
· единоначалия;
· равенства управленческих полномочий, представляемых к линейным руководителям;
· равных контрактных условий для всех категорий работников, как управленческого, так и исполнительского уровней;
· экономии рабочего времени;
· соответствия денежного вознаграждения затратам труда;
· для совершенствования какого-либо действия, не предписанного контрактом, приказом, инструкцией, производственным заданием, любой работник обязан получить разрешение от непосредственного руководителя.
При строгом соблюдении всех норм трудовой, производственной, технологической дисциплины, при выполнении им точно в срок и надлежащего качества всех порученных ему работ работнику выплачивается зарплата в размере тарифа . “Положительные отклонения” от норм предусмотренных КС (досрочное выполнение задания, сверхурочные работы и т.п.) определяются доплатами. Нарушение дисциплины, невыполнение запланированного объема работ по заданиям в срок - “отрицательные отклонения” определяются удержанием из заработной платы.
Унифицированная система участия в прибылях (в дальнейшем УП) - третья составная часть модели управления заводом . Она определяет выплату работнику определенной доли из прибыли организации, с учетом доли его общего трудового вклада как собственника. Фактически - это выплата работникам сверх зарплаты и выплата дополнительных дивидендов акционерам завода.
Эффект от функционирования УП - каждый работник становится причастным к судьбе организации, ему выгоден успех предприятия, эффективное функционирование своего и других подразделений. У работника появляется дополнительная заинтересованность в увеличении прибыли организации путем сокращения производственных затрат за счет постоянной рационализации своего труда, а это всегда в интересах собственника.
Психологическое средство всей предложенной модели в целом в том, что она позволяет нормализовать процесс межличностных отношений в рамках организационных структур, процесс управления людьми становится “технологичным”.
Модель трудовых отношений завода предусматривает выполнение ряда “технических условий”:
1.На предприятии должен быть решен вопрос с бизнесом (какую нишу завод займет на рынке потребления).
2. Продукция должна быть теоретически рентабельной (определенная рыночной конъюнктурой, расчетная рентабельность продукции должна быть не ниже 15-30 %, а расчетный размер заработной платы - не ниже себестоимости рабочей силы).
3.Заработная плата должна выплачиваться всему персоналу регулярно.
4.Руководство должно получать экономический эффект за счет производительного использования оборудования и площадей, за счет снижения брака, за счет ликвидации непроизводственных затрат рабочего времени и т.п.
Внедрение рациональной модели трудовых отношений на заводе началось с 1996 года. Затраты на 1 рубль товарной продукции снизились почти на 10 %. Объемы выпуска товарной продукции значительно увеличились. Рентабельность продукции тоже увеличилась на 10 %. Снизилась текучесть кадров, сократилось число прогулов, улучшилась трудовая дисциплина. Нет затоваренности завода продукцией. Освоены новые производственные мощности. Руководство заводом считает, что этим достижение обязаны новой рациональной модели трудовых отношений, потому что многое другое осталось прежним, а именно в большинстве цехов старое оборудование, взаимные неплатежи, нехватка живых денег.
Современный подход к проблемам качества требует перестройки технологических систем, новых организационных структур, а вследствие этого, новых социально-психологических отношений на предприятии. Предприятие будет работать эффективнее, если рационально использовать все виды ресурсов: трудовые, материальные, финансовые, энергетические, производя при этом товары и услуги с минимальными затратами и высоким качеством.
В вопросах повышения эффективности руководство заводом особое внимание обращает на такую службу, как маркетинг. Повышение эффективности находит свое выражение в своевременном удовлетворении запросов рынка путем представления потребителю нужных товаров и услуг - вот поле деятельности службы маркетинга.
Использование службы маркетинга, как средства повышения эффективности производственно-коммерческой деятельности позволяет оперативно откликаться на изменение рыночной конъюнктуры, маневрировать ресурсами для достижения поставленных производственных целей на заводе.
Исследования в области маркетинга позволяют эффективно и быстро спроектировать предприятие под запросы рынка, увеличит интенсивность сбыта товаров и услуг в жестких условиях конкурентной борьбы. Коммерческая деятельность этой службы - постоянно изучать, анализировать, сомневаться, усовершенствоваться, не останавливаться на достигнутом, осознавая, что существуют конкурирующие фирмы и что легче потерять клиентов, чем найти их. Значит основными целями и задачами службы маркетинга, в конечном счете, является изучение потребностей клиента, также изучаются их замечания и жалобы, учитываются лучшие идеи, услышанные от потребителей и на этой основе проектируются производство новых товаров, их количество и качество.
Маркетинговый анализ позволяет также разъяснить руководству организации возможности своего предприятия и его продукции, угрожающие им факторы, достоинства и недостатки собственного товара на рынке. Разумеется, анализ деятельности службы маркетинга тесным образом связан с финансовыми и производственными возможностями организации, ее связи с кредиторами и поставщиками сырья.
Опираясь на работы известного практического психолога Г. М. Мануйлова (с.226) отмечаем: “Основой маркетинговой стратегии является изучение условий внешней Среды на рынке сбыта своей продукции, хорошими возможностями на рынке следует пользоваться, возможно, быстрее, даже вопреки угрозам для предприятия. И, наоборот, плохие условия лучше переждать, работая на опережение конкурентов в ближайшем будущем.
Таким образом, результаты такого анализа являются основой маркетинговой стратегии и тактики успешной производственной организации.”