Другие исследователи считали и считают, что управление– это искусство, в основе которого лежат врождённые специальные способности. Отсюда, подобная деятельность индивидуальна и неповторима. Примерно так рассуждает М. Аргайл (165), Д. Холпин (149), Т. Шибутани (155). (См. в книге В. В. Марченко). Они считают, что это природный тип, он родился, а не делается, «не выращивается».
Классик отечественной психологии А. Г. Ковалёва (49) уверенно полагает, что на практике руководитель, овладев наукой, начинает более искусно управлять, то есть между искусством и наукой существует взаимодействие. Другие же авторы, такие как К. К. Платонова считают, что руководителю необходимо иметь минимум врождённых свойств и качеств, что более значимы качества, приобретаемые в ходе обучения и практической деятельности. Но в качестве единицы анализа эти авторы рассматривают только руководителя.
Позднее произошло расширение единиц анализа до рамок «руководитель-подчинённый». А это повлекло за собой более глубокие исследования психологического управления стилей руководства, лидерства в группах и подразделениях, взаимоотношение и авторитет.
Как справедливо заметил Г. М. Мануйлов: «Стиль деятельности определяется не сразу, он складывается в ходе практической работы руководителя, под влиянием, прежде всего объективных условий и только потом всей его личности».
С проблемой лидерства и руководства связаны различные стили осуществления данной деятельности, которые сводятся к следующему: содержание, стиль руководства и характер деятельности лидера.
Рассматривая аспекты управленческого аппарата, руководитель завода относится к вдохновителю-организатору по типу личности лидера. По стилю руководства– авторитарно-демократический.
Хотя ученый С. Б. Каверин «Мотивация труда» (с. 65-88) считает заблуждением укоренившееся в психологии мнение о том, что «авторитарный и демократический стили управления оцениваются одинаково положительно, в одних, мол, ситуациях предпочтительнее и эффективнее авторитарный, в других– демократический стиль, но и тот и другой имеют равное право на существование. Напротив, анализ потребностей власти показал, что при авторитарном управлении человек в большей степени озабочен собственными удовлетворениями властных амбиций».
С. В. Каверин убеждён, что «мера таланта и способности руководителя измеряется соотношением наград и наказаний, адресуемых подчинённым».
Учёный предполагает заменить тактику руководства по формуле: «указание– контроль– санкция» на совершенно другую. Она, по его мнению, должна строиться на следующих принципах:
1. Не лезь с указаниями, потерпи, когда у подчинённого инициатива появится, дай ему шанс, не один ты на свете такой умный.
2. Не надоедай контролем, не унижай недоверием, думай, изобретай, как создать обстановку уверенности друг в друге.
3. Перестань ругаться, добром больше возьмёшь. Награждай малые достижения, думай и изобретай способы отметить самое малое проявление старательности и преданности делу.
В конечном итоге С. Б. Каверин раскрывает суть на основе психологической теории потребностей: «Человек, каждый без исключения, нуждается в признании и авторитете, каждый, пусть на равном уровне осознанности, имеет потребность быть личностью, потребность смысла жизни и весь набор, объединяемый понятием «духовная потребность». Каждый человек хочет быть ответственным и, поэтому, уважаемым, каждый хочет работать и гордится своим трудом».
Возвращаясь к реале завода, позиция руководителя как внутри коллектива, так и вне его; в различных производственных случаях зависит от объективных условий, а также от своеобразия жизненного и профессионального опыта генерального директора завода. Поэтому, по характеру деятельности руководителя завода можно отнести к универсальному лидеру, которому, в полной мере, соответствуют такие качества, как принципиальность, инициативность, коллективизм, уверенность в своих силах, самообладание, умение проявлять организаторские и научно-технические способности, желание систематически повышать профессиональный уровень.
Управленческая деятельность завода, как и любых других типов предприятий, способствует выполнению как общих, так и специфических функций.
Под общими функциями подразумевается: планирование, организация, координирование, стимулирование, контроль. Под специфическими функциями рассматриваются: подбор и расстановка кадров, технико-экономическое планирование, контроль за качеством продукции, заработная плата, снабжение, организация сбыта, техническое и организационно-хозяйственное обслуживание.
Тип организации фирмы – линейно-функциональный.
Высшее звено – руководство требует выполнения заданий по всем вытекающим функциям. Руководители низшего звена в управленческой системе завода выполняют функции своими участками (цехами, подразделениями), исполняя поручения, приказы «сверху».
Конечно же, в сегодняшнее нестабильное экономическое время, завод испытывает многие затруднения. Одно из первых– это финансово-экономическая нестабильность (катастрофическая нехватка материальных и оборотных средств), огромная конкурентная борьба на рынке сбыта, сокращение кадров в связи с реорганизацией всего предприятия в целом, внутренние изменения социально-экономической кадровой политики.
Частичный переход на повременную оплату труда (в связи с падением объёмов производства) тоже не обошёлся без обострений на предприятии.
Производственная организация (ПО) как сама, так и какая-либо её структурная единица требует коренных преобразований в психологическом функционировании, в связи с этим могут возникать напряженные и даже конфликтные ситуации, требующие специального регулирования некоторых подсистем организации. Говоря о психологических проблемах производственной организации, специалистами-психологами разработаны системный подход и комплексный метод анализа. По мнению профессиональных психологов, цель любой формы собственности промышленного предприятия– коренное единство экономических и социальных факторов и эффективности производства. Критерием эффективности производственной организации могут быть:
1. Оптимальные условия труда.
2. Оптимальная система оплаты труда.
3. Действенная система охраны здоровья.
4. Оптимальные условия для производственной и общественной активности.
5. Оптимальные жилищно-бытовые условия и условия для использования свободного времени.
6. Профессиональный оптимальный образовательный состав.
7. Оптимальный половозрастной состав.
8. Наличие действенных общественных организаций, обеспечивающих интересы человека в производственной организации.
Среди основных психологических проблем функционирования завода является проблема стабилизации его организованной структуры: основного коллектива, первичных и простейших звеньев, а также социально-профессиональных, социально-психологических, социально- демографических и других подструктур.
Технологическая связь различных звеньев предприятия (цехов, участков, рабочих мест) на каждом участке подразумевает связь между людьми, занятыми в этих звеньях– это, прежде всего отношение ответственной зависимости и кооперационные связи; возможности не будут реализованы, если люди недобросовестно относятся к работе, если в отношениях между людьми вместо взаимопомощи и чувства товарищества проявляется эгоизм, безразличие к успехам и неудачам друг друга, не только в одном, но и в различных подразделениях, составляющих часть большой производственной организации.