ОАО «СТАР» - разработчик и изготовитель систем топливопитания, автоматического управления и диагностики авиационных двигателей и промышленных силовых установок. Предприятие было основано в 1943 году. Его системы используются более чем на пятидесяти типах летательных аппаратов, от легкого поршневого самолета Су-26М до дальнего магистрального самолета Ил-96-300.
Общая наработка систем, разрабатываемых предприятием, составляет более 100 млн. час. Они устанавливаются на самолетах Ту-104, Ту-124, Ту-134, Ту-154М, Ту-204, Ил-62М, Ил-76, Ил-114, МиГ-31, на вертолетах Ми-6, Ми-8, Ми-14, Ми-17, Ми-24, Ми-28, Ка-26, Ка-62 и др.
ОАО «СТАР» - единственное в России и в странах СНГ предприятие, которое разрабатывает и производит комплексные САУ, включающие насосы топливопитания, цифровые электронные регуляторы двигателя типа FADEC и исполнительные гидромеханические устройства.
Наше предприятие первым в России создало САУ с цифровым регулятором РЭД-3048 для двигателя Д-30Ф6 (самолет МиГ-31) и с электронным регулятором, предназначенным для двигателя нового поколения ПС-90А (самолеты Ил-96-300, Ту-204,Ту-76МФ).
В настоящее время разработана система автоматического управления и диагностики винтомоторной силовой установки с двигателем АИ-СБМ1 для самолета Ан-140 с универсальным цифровым электронным регулятором РЭД-2000, в котором совмещены функции управления двигателем и винтом самолета, измерения всех их параметров, включая вибрации, а также функции диагностики и контроля двигателя и винта.
В рамках конверсии ОАО «СТАР» разрабатывает и выпускает электронные САУ для ГТУ газоперекачивающих агрегатов мощностью от 4 до 25МВт, САУ для передвижных и блочно-контейнерных электростанций мощностью от 2,5 до 25МВт.
На предприятии ОАО «СТАР» используется линейно организационная структура. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.
Структура предприятия «СТАР» хороша тем, что выделено несколько структур:
1. Проектная структура - тематические конструкторские отделы подчиняются заместитель главного конструктора по теме.
2. Производственная и испытательная структуры - подчиненные директору завода - главному инженеру.
3. Вспомогательные подразделения - подчиняются заместителю директора завода по общим вопросам.
4. Экономическая структура - все финансово - экономические подразделения подчиняются заместителю генерального директора по экономике.
5. Отдел кадров, группа режима и ВОХР подчиняются заместителю генерального директора по кадрам и режиму
Все заместители генерального директора, директор завода, заместители главного конструктора в структурной схеме стоят на одном уровне каждый отвечает за вверенные ему подразделения и все подчиняются генеральному директору
Преимущества линейной структуры:
- четкая система связей функций и подразделений;
- четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;
- ясно выраженная ответственность;
- Быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.
Недостатки линейной структуры:
- тенденции к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;
- малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;
- большое число «этажей управления» между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;
- перегрузка управленцев верхнего уровня;
Выводы: несмотря на то, что данная структура имеет ряд недостатков, в современных условиях она обеспечивает необходимую эффективность управления предприятием.
На предприятии разработана система качества в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001:96 «Системы качества. Модель обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании». Система качества охватывает весь жизненный цикл продукции.
В Руководстве по качеству описаны все элементы системы качества.
Документация системы качества включает в себя Руководство по качеству, политику в области качества, стандарты предприятия, положения о подразделениях, должностные инструкции, производственные инструкции.
Основами системы качества являются:
- Политика в области качества;
- организационное построение предприятия, обеспечивающее необходимое качество;
- планирование качества;
- распределение ответственности;
- совокупность процедур и процессов;
- систематические мероприятия по обеспечению качества на всех стадиях разработки и производства;
- контроль эффективности системы качества и применения на практике утвержденных мероприятий по обеспечению качества.
Действие системы качества распространяется на все виды деятельности предприятия. Система качества является средством реализации политики в области качества, представляет собой распределение ответственности, полномочий и взаимодействия персонала, совокупность методов и процедур, направленных на выпуск качественной продукции.
Общее руководство системой качества осуществляют генеральный директор – главный конструктор и ответственный представитель руководства.
Руководители всех подразделений несут персональную ответственность за то, что действующие процедуры задокументированы, все документы системы качества доведены, понимаются и выполняются сотрудниками соответствующих подразделений. Координацию всей деятельности по системе качества осуществляет отдел сертификации и качества.
На предприятии «СТАР» анализ функционирования системы качества проводится руководством предприятия и базируется на результатах внутренних и внешних проверок, а также на результатах замечаний и претензий потребителей.
Анализ функционирования системы качества проводится с целью выявления фактических и/или потенциальных проблем качества, проведения корректирующих и предупреждающих действий для устранения этих проблем.
ОСК в соответствии с СТП 4.17.01 «Система качества. Порядок проверки системы качества. Внутренние проверки» анализирует состояние системы менеджмента качества и оформляет результаты анализа отчетом.
Вопросы функционирования элементов системы качества, наряду с другими, рассматриваются при проведении Дней качества, заседаний ПДКК, производственных и иных совещаний.
Оценка эффективности функционирования СМК или отдельных ее процессов проводится на предмет достижения целей, определенных Политикой в области качества. При этом учитывается: