Системы класса ERP (Enterprise Resource Planning) предназначены для управления финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий. Это “верхний уровень” в иерархии систем управления предприятием, затрагивающий ключевые аспекты его производственной и коммерческой деятельности, такие как производство, планирование, финансы и бухгалтерия, материально-техническое снабжение и управление кадрами, сбыт, управление запасами, ведение заказов на изготовление (поставку) продукции и предоставление услуг. Такие системы создаются для предоставления руководству информации для принятия управленческих решений, а также для создания инфраструктуры электронного обмена данными предприятия с поставщиками и потребителями.
ERP-системы – это самое современное решение в эволюции автоматизированных систем управления предприятием. Они «выросли» из систем класса MRPII (Manufacture Resource Planning). Работа MRPII-систем заключалась в том, что планировались материальные, мощностные и финансовые ресурсы, необходимые для производства. Со временем, появлялись новые функциональные возможности, которые привели к пониманию универсальности и комплексности системы, ее применимости для планирования и управления бизнесом всего предприятия. Эти идеи были реализованы в системах, получивших название ERP.
Главная задача систем ERP состоит в отслеживании текущего состояния дел на предприятии и сигнализации руководителям обо всех опасных изменениях в производственной деятельности.
Современная автоматизированная система управления должна сочетать в себе максимально возможный комплекс функций для управления всеми бизнес-процессами предприятия: управления маркетингом и продажами, управления снабжением, управление финансами, жизненный цикл изделия от конструкторских разработок до массового производства и сервисного обслуживания. В системе должна быть реализована стратегия производства, ориентированного на потребителя, независимо от того, разрабатывает предприятие продукцию под заказ, производит на склад, ведет единичное, мелкосерийное или крупносерийное производство.
Система должна управлять производственным процессом и непрерывно контролировать его параметры на отклонение от допустимых значений, начиная со стадии планирования заказа на реализацию до отгрузки готовой продукции потребителю. Система должна реализовывать методику управления затратами и центрами затрат. Такая методика требует планирования себестоимости изделий, утверждения плановых нормативов и контроль отклонений фактических затрат от их нормативов для своевременного принятия мер. Учет затрат должен осуществляться по местам их возникновения и позволять управленческому персоналу вести анализ. На основе производственного плана и нормативной себестоимости система должна рассчитать смету затрат на производство. Система должна обеспечить единство данных финансового и управленческого учета. В современных условиях функционирования предприятия совершенно необходимо, чтобы данные, введенные в систему, были доступны сразу после регистрации хозяйственной операции всем: от учетчика в цеху до управляющего предприятием. Очевидно, что все предприятия уникальны в своей финансовой и хозяйственной деятельности.
Использование ERP-систем позволяет достичь конкурентных преимуществ за счет оптимизации бизнес-процессов предприятия и снижения издержек. Поэтому системы реализуют методы планирования и управления, позволяющие:
§ регулировать количество запасов, устраняя их дефицит и залеживание, и тем самым значительно снизить омертвленные в запасах затраты и складские издержки;
§ сократить незавершенное производство, поскольку производство планируется только на основе спроса на конечную продукцию, при этом производственные работы инициируются исходя из срока заказ;
§ оценивать выполнимость поступивших заказов с точки зрения имеющихся на предприятии мощностей;
§ сократить расходы и время на изготовление продукции, за счет оптимизации бизнес-процессов;
§ отслеживать фактическую производительность каждой производственной единицы (сравнивая ее с плановой), оперативно вносить корректировки в планы производства;
§ в результате уменьшения цикла производства и цикла выполнения заказа более гибко реагировать на спрос;
§ улучшить обслуживание клиентов и заказчиков за счет своевременного исполнения поставок - конкурентное преимущество;
§ бизнес компании становится более прозрачным.
Реализованные в ERP-системах возможности гибкого управления себестоимостью продукции позволяют получать более высокую прибыль. Кроме этого, снижение себестоимости означает возможность варьировать рыночную цену продукции (в сторону понижения), что является мощным преимуществом в конкурентной борьбе.
Внедренная ERP-система может помочь компании привлечь инвестиции. ERP-системы делают бизнес компании более прозрачным, что повышает доверие к нему со стороны инвесторов. Это особенно актуально в российских условиях.
Информация, накопленная в ERP-системе, дает предприятию возможность применять различные методы анализа для получения знаний, в частности:
§ предсказать потребности и спрос клиентов на определенный вид продукции предприятия в будущем;
§ возможность осуществлять финансовый анализ и смету по отдельным видам продукции предприятия;
§ возможность провести сегментацию аудитории по потребляемо продукции;
§ проанализировать эффективность работы каждого подразделения предприятия;
§ оптимально загрузить свою сбытовую и сервисную сеть;
§ оперативно изменять бизнес процессы предприятия;
§ и т. д.
Для получения эффективных результатов в рамках ERP применяется весь современный арсенал методик и методов математического анализа данных. В частности, накапливая информацию в единой базе данных в рамках ERP, повышается конкурентоспособность предприятия. Кроме того, минимизируется дублирование информации, дублирование усилий, что в свою очередь ведет к сокращению затрат. Например, чтобы решить задачу удержания клиентов, (CRM- подсистема ERP-системы) необходимо:
§ построить модели предпочтений клиентов, что позволяет снизить процент их оттока;
§ сделать анализ предпочтений клиентов к тем или иным каналам взаимодействия и продаж;
§ провести анализ жизненного цикла клиента, его покупательского поведения на всех стадиях;
§ проанализировать жизненные ценности клиентов на всех этапах взаимодействия.
При этом все процессы взаимодействия с клиентами должны управляться через согласованный набор процедур, построенный на основе единой технологии, позволяющей создать общее впечатление о предприятии и его продукции. Очень часто потребитель имеет разрозненное, фрагментарное мнение о предприятии, полученное через взаимодействие по разным несогласованным каналам коммуникации. Координация ведет к максимальному удовлетворению запросов клиентов, в конечном счете увеличивает прибыль.