· организацию проведения мероприятий по развитию персонала, в т.ч. руководителей;
· оценку эффективности подготовки, переподготовки, повышения квалификации работников;
· развитие шефства-наставничества, организацию производственной практики студентов и учащихся;
· разработку и внедрение системы продвижения по службе.
Отдел кадров осуществляет:
· подготовку кадровых приказов;
· оформление трудовых отношений (прием, увольнение, перемещение);
· ведение личных дел;
· учет перемещений, поощрений и увольнений;
· делопроизводство системы управления персоналом.
Отдел мотивации труда осуществляет:
· разработку систем оплаты труда, видов материального и морального стимулирования работников;
· определение системы показателей труда;
· установление системы стимулов, компенсаций, льгот, обеспечение процесса участия работников в распределении прибылей;
· нормирование и тарификацию этапов трудового процесса.
Отдел трудовых отношений осуществляет:
· анализ и регулирование групповых и межличностных отношений , конфликтов;
· выявление социальной напряженности в коллективе и ее снятие;
· развитие отношений с представительными органами работников;
· участие в подготовке коллективного договора, контроль за ходом его выполнения;
· правовые услуги персоналу;
· согласование распорядительных документов по кадрам.
Отдел охраны труда осуществляет:
· управление охраной труда;
· контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов по охране ;
· работу по профилактике производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;
· аттестацию рабочих мест по условиям труда;
· пропаганду вопросов охраны труда;
· поведение инструктажей, обучение , проверку знаний по технике безопасности и охране труда у работников;
· планирование мероприятий , составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;
· оперативный контроль за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;
· участие в реконструкции производства и организации мероприятий , направленных на улучшение условий труда работников организации;
· расследование и учет несчастных случаев на производстве.
Отдел социального обслуживания осуществляет:
· Организацию общественного питания;
· Управление жилищно-бытовым обслуживанием;
· Развитие культуры и физического воспитания ;
· Обеспечение отдыха , медицинского и транспортного обслуживания;
· Обеспечение детскими дошкольными учреждениями;
· Работу с ветеранами труда. (14, стр. 25-27)
Управление персоналом имеет два направления: стратегическое и тактическое. В рамках первого необходимо способствовать обеспечению долгосрочного развития организации, в рамках второго осуществляется текущая кадровая работа: состояние и планирование потребности в кадрах, разработка штатных расписаний и т.д.
Каждая организация в работе с персоналом решает одни и те же задачи, вне зависимости от специфики деятельности. Во-первых, каждая организация привлекает необходимые для достижения ее целей человеческие ресурсы, т.е. сотрудников. Во-вторых, все без исключения организации проводят обучение сотрудников. В-третьих, организации осуществляют оценку участия каждого из сотрудников в достижении стоящих перед организацией целей. И в-четвертых, организация в той или иной мере вознаграждает своих сотрудников, т.е. компенсирует затраты времени, энергии, интеллекта, которые они несут, работая над достижением организационных целей.
Эти задачи актуальны для любой организации, хотя их острота и формы решения могут различаться. Для их успешного решения каждая организация должна разработать и внедрить особые методы, программы, которые в своем единстве будут представлять деятельность по управлению персоналом.
На современном этапе наиболее эффективным оказывается торговый аппарат , а также сферы бизнеса ориентированные не только на увеличение сбыта, но и на нужды рынка. Решение этих вопросов требует коллективной работы, не возможной без поддержки многих сотрудников фирмы и в частности руководства, которое вовлекается в процесс продаж, особенно в критических ситуациях (с неизвестными клиентами или при крупных сделках). Грамотное управление персоналом в сфере торговли требует учета всех особенностей труда на предприятии торговли и в сфере малого бизнеса.
Цель выпускной работы состоит в разработке мероприятий, направленных на создание и совершенствование управления персоналом торгового предприятия, каким и является ЗАО «Стройиндустрия». Успех работы любого предприятия, торгового в том числе обеспечивают работники, занятые на нем. Именно поэтому, современная концепция управления предприятием предполагает выделение из большого числа функциональных сфер управленческой деятельности той, которая связана с управлением кадровой составляющей производства - персоналом предприятия.
Отличительной особенностью предприятий этой отрасли является высокий объем трудовых операций, непосредственно связанных с обслуживанием покупателей и требующих прямого контакта с ними. А эти операции с трудом поддаются механизации и автоматизации, что определяет высокую долю затрат живого труда на предприятиях торговой отрасли ( например: в розничной торговле – 40-50%).
Все трудовые процессы, выполняемые работниками торговых предприятий, разделены на два раздела по своей природе и содержанию:
- связанные со сменой форм стоимости товара;
- связанные с продолжением процессов производства в сфере обращения.
Первый вид труда обеспечивает смену форм стоимости и включает в себя процессы купли-продажи и обслуживания покупателя , ведения учета и отчетности, организации рекламы и пр.
Второй вид труда включает в себя такие трудовые процессы , как транспортировка , фасовка, хранение, подсортировка, погрузка, выгрузка товаров и др.
Третьей особенностью является то, что труд , связанный со сменой форм стоимости товара, однообразен и вместе с тем требует большого нервного и физического напряжения, хотя торговля не самая трудоемкая отрасль народного хозяйства, занимая средние позиции в ряду других сфер хозяйственной деятельности. Однако трудовые затраты являются наиболее весомым компонентом в структуре издержек торгового предприятия, что обуславливает их особо важную роль в экономическом аспекте. Кроме того, управление персоналом в торговле заслуживает повышенного внимания в связи со спецификой торгового бизнеса, что выражается в следующем:
1. Создание и продажа конечного продукта совмещены во времени, то есть услуга создается в момент ее же продажи;
2. Руководители промежуточных подразделений и торговых точек оказывают прямое и сильное влияние на конечный результат;
3. Прямое взаимодействие наибольшей части персонала с покупателем;
4. Прямой доступ персонала к материальным активам и ценностям предприятия.