поддержка государством экономических агентов в переподготовке кадров во время вынужденной остановки соответствующего сектора производства, связанной с реконструкцией, перепрофилированием предприятия или его оздоровлением, а также введением внешнего администрирования. Предполагаемые до 2008 года в политике занятости приоритеты, связанные с ростом эффективности труда и структурными изменениями, устанавливают механизм регулирования процесса занятости населения и баланса социальных и экономических интересов.
Это направление политики занятости населения необходимо укрепить путем создания центра развития профессиональной карьеры, который будет осуществлять профессиональную ориентацию и подготовку на базе модульной непрерывной системы обучения и согласно утвержденному списку профессий. Качество рабочей силы будет улучшаться в соответствии с концепцией программ профессиональной ориентации и подготовки в области развития людских ресурсов. Основная задача системы профессиональной подготовки безработных и незанятого населения состоит в повышении уровня их конкурентоспособности, профессиональной гибкости и мобильности в целях трудоустройства и с учетом потребности работодателей и прогнозов развития рынка труда. Приоритетные направления политики в области профессионального обучения безработных и незанятого населения состоят в приближении профессиональной и качественной структуры рабочей силы к потребностям рынка, а также в расширении возможностей профессионального обучения работников, которым грозит увольнение в случае массового сокращения рабочих мест.13
Другими мерами, обеспечивающими гибкость и эффективность системы профессионального обучения, являются:
· разработка и внедрение государственных программ и стандартов в области образования;
создание государственной системы тестирования и сертификации подготовки кадров;
расширение системы платного профессионального обучения и переподготовки кадров;
реализация программ переподготовки кадров, финансируемых государством по итогам конкурса, где частные центры занятости будут конкурировать с государственными.
Переквалификация безработных и лиц, высвобожденных в результате структурных преобразований, будучи главной целью активной политики на рынке труда, является одним из приоритетных направлений в деятельности государственной системы в области профессионального обучения.
Необходимо развивать и совершенствовать меры, направленные на профессиональную ориентацию и психологическую поддержку населения для повышения его конкурентоспособности на рынке труда, преодоления негативных последствий безработицы, приобретения навыков в независимом поиске и нахождении соответствующих рабочих мест, восстановления мотивации труда, укрепления веры в собственные силы и т.д.5
Для развития государственной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки предусматриваются следующие действия:
· организация профессиональной ориентации учащихся, в частности выпускников общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных и нетрудоустроенных лиц, включая инвалидов;
создание на предприятиях служб профессиональной адаптации и поддержки работающих в профессиональной карьере;
· нормативная, методическая и технико-материальная поддержка деятельности по профессиональной ориентации и оказанию психологической помощи в проектировании профессиональной карьеры и управлении ею.15
Современное состояние управления персоналом на предприятии.
Кроме финансовой политики, внешнеэкономической, политики по отношению к конкурентам и т. д. любая организация разрабатывает и осуществляет кадровую политику. Такой подход на Западе характерен для крупных частных компаний и системы государственной службы: именно в этих организациях наиболее последовательно реализуется принцип соответствия кадровой политики и стратегии развития организации.
Кадровая политика - система принципов и норм (которые должны быть осознаны и определенным образом сформулированы), приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы (отсюда следует, что все мероприятия по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение — заранее планируются и согласовываются с общим пониманием целей и задач организации);
Анализируя существующие в конкретных организациях кадровые политики, можно выделить два основания для их группировки.
Первое основание может быть связано с уровнем осознанности тех правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий и, связанным с этим уровнем, непосредственного влияния управленческого аппарата на кадровую ситуацию в организации. По данному основанию можно выделить следующие типы кадровой политики: пассивная, реактивная, превентивная и активная.
Пассивная кадровая политика. Руководство организации не имеет выраженной программы действий в отношении персонала, а кадровая работа сводится к ликвидации негативных последствий. Для такой организации характерно отсутствие прогноза кадровых потребностей, средств оценки труда и персонала, диагностики кадровой ситуации в целом
Реактивная кадровая политика. В русле этой политики руководство предприятия осуществляет контроль за симптомами негативного состояния в работе с персоналом, причинами и ситуацией развития кризиса: возникновение конфликтных ситуаций, отсутствие мотивации к высокопродуктивному труду.
Превентивная кадровая политика. В подлинном смысле слова политика возникает лишь тогда, когда руководство фирмы (предприятия) имеет обоснованные прогнозы развития ситуации. В программах развития организации содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, как качественный, так и количественный, сформулированы задачи по развитию персонала.
Активная кадровая политика. Если руководство имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, а кадровая служба способна разработать антикризисные кадровые программы, проводить постоянный мониторинг ситуации и корректировать исполнение программ в соответствии с параметрами внешней и внутренней ситуацией, то мы можем говорить о подлинно активной политике.
Вторым основанием для дифференциации кадровых политик может быть принципиальная ориентация на собственный персонал или на внешний персонал, степень открытости по отношению к внешней среде при формировании кадрового состава. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.
Открытая кадровая политика характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне, можно прийти и начать работать как с самой низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Организация готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственных ей организациях. Такого типа кадровая политика может быть адекватна для новых организаций.