В период адаптации сотрудник Управления по работе с персоналом, ответственный за сопровождение вновь принятого сотрудника, в случае необходимости, оказывает методическую и другую помощь наставникам и вновь принятым сотрудникам.
Предприятие проводит активную кадровую политику. Это означает, во-первых, снабжение фирмы квалифицированной рабочей силой, во-вторых, ее дальнейшее развитие в рамках фирмы и, в-третьих, ее стабилизацию (закрепление).
Разрабатывает кадровую политику высшее руководство, т.е. непосредственно директор компании, главный специалист по кадровому учету. Основные методы широко обсуждаются в коллективе, в результате чего достигается необходимый компромисс. Формируется она в подробных общефирменных документах и инструкциях, регламентирующих все аспекты руководителей средних и низших звеньев управления с различными категориями персонала.
Реализуется кадровая политика через методы подбора и продвижения кадров, оценку персонала, обмен кадровой информацией, прогнозирование потребности в кадрах, традиции, обычаи, культуру предприятия. Т.е. через кадровую работу. Отражается кадровая политика в таких документах, как трудовой распорядок, коллективный договор, трудовое соглашение, должностные инструкции, штатное расписание, положение об адаптации и др.
Формирование персонала предприятия.
Эффективное использование сформированного на предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда.
Кадры управления – состав работников, занятых в сфере управления производством, предприятием, организацией, районом и т.д. Аналогичный смысл имеют понятия аппарат управления, управленческий персонал, штатный состав системы управления и т.д.
Кадры управления можно классифицировать по разным признакам: по уровням управления, профессиональной структуре, видам деятельности, сложности и ответственности выполняемых работ, специализации управленческого труда, по образованию.
Рассмотрим качественный состав аппарата управления в ОАО «Тюменский бройлер». Для этого обратимся к данным таблицы 2.2.
Таблица 2.3.
Качественный состав аппарата управления.
Состав аппарата управления |
Возраст, лет |
Стаж, лет |
Образование |
Директор |
Высшее | ||
Главный бухгалтер |
45 |
13 |
Высшее |
Начальник управления экономики и финансового контроля |
48 |
8 |
Высшее |
Начальник у правления закупок |
38 |
10 |
Высшее |
Начальник управления маркетинга |
36 |
7 |
Высшее |
Начальник юридического управления |
43 |
6 |
Высшее |
Начальник управления безопасности |
47 |
15 |
Среднее специальное |
По данным таблицы видно, что аппарат управления предприятия качественный, об этом говорит стаж работников и уровень их образования.
Целями управления персоналом в организации являются:
· удовлетворение потребности организации в кадрах;
обеспечение рациональной расстановки кадров;
наиболее эффективное использование кадров.
Основным методом воздействия на систему управления персоналом для обеспечения ее эффективности является обучение кадров (переподготовка и повышение квалификации). Система переподготовки и повышения квалификации кадров быстро реагирует на изменения потребностей в рабочей силе и предоставляет работникам возможность для обучения в соответствии с их интересом.
На практике в ОАО «Тюменский бройлер» применяются такие методы.Предприятие обязательно инициирует рост сотрудника и предлагает:
· Освоить смежные участки работы под руководством опытного наставника;
Повысить свою квалификацию в учебных центрах;
Сдать экзамен на повышение тарифно-квалификационного разряда по имеющейся профессии.
Процесс постановки целей и планирования развития сотрудника:
- в начале года – определение личных бизнес - целей на год, на основании и в соответствии с бизнес - планом подразделения;
- формулировка KPI (ключевых показателей эффективности) под цели на год, указание степени важности целей и сроков их реализации в течении года;
- определение ключевых компетенций, необходимых для достижения целей;
- обсуждение с руководством своего варианта годовых целей и плана развития;
- при необходимости корректировка и дальнейшее утверждение целей и плана развития компетенции сотрудника руководителем;
- формирование календаря обучающих мероприятий для всех категорий сотрудников на основании результатов оценки.
Материальное стимулирование труда персонала.
Мотивация труда – совокупность движущих сил, которые побуждают человека к осуществлению определенных действий; система факторов, вызывающих активность человека и определяющих направленность его поведения.
На предприятии ОАО «Тюменский бройлер» разработана программа «Компенсации и льготы», цель которой направлена на предоставление вознаграждений, которые привлекают, удерживают и мотивируют сотрудников.
Программа создана для того, чтобы объективно и беспристрастно определить клад каждой должности и деятельности предприятия и определить конкурентоспособные уровни заработных плат по отношению к аналогичным должностям на рынке труда. Программа компенсаций в Компании «ПРОДО» базируется на двух взаимосвязанных компонентах, которые формируют основу заработной платы сотрудников:
· Система грейдов;
Исследование уровня заработных плат.
Система грейдов – это инструмент, позволяющий проанализировать требования к каждой должности по заданным критериям и определить значимость каждой должности в организационной структуре предприятия.
Грейды формируют основу для определения уровня должностного оклада и построения сетки заработных плат.
Основой для оценки должности (присвоения грейда) является должностная инструкция работника. Она отражает содержание работы и не должна завышать, ни занижать предъявляемые требования.
Исследование уровня заработных плат. Компания «ПРОДО Менеджмент» обязательно анализирует, как различная работа сотрудников оплачивалась бы в других компаниях. Для этого привлекают экспертов и консультантов консалтинговых и аналитических компаний, которые предоставляют исследования уровня компенсаций на рынке труда, чтобы подтвердить объективность сравнения.