Динамика сбыта товаров по регионам
Анализ продаж по регионам позволяет отслеживать наиболее прибыльные направления, регионы с растущим спросом и т.д.
Выбор региона. Можно сделать с помощью 2-х индексов:CDI и BDI.
CDI - это индекс развития отрасли. Он помогает определить рынки с большим потреблением на душу населения и узнать, где сконцентрированы продажи по товарам.
BDI - это индекс развития марки. Он имеет непосредственное отношение уже к самой фирме: показывает, как распределены продажи компании. На основе этого показателя определяется стратегия расходов на географических рынках фирмы.
В зависимости от этих двух показателей можно классифицировать региональные рынки следующим образом:
CDI | ||||
высокий |
низкий | |||
высокий |
1. Сильный рынок, с хорошим потенциалом. Может потребоваться сильная работа для ограничения доступа конкурентов. |
2. Успешный рынок для данной компании. Не стоит тратить деньги на развитие продаж в этом регионе. | ||
низкий |
3. Потенциально хороший рынок для дальнейшего развития. Возможно преодоление сильных позиций конкурентов. |
4. Никаких перспектив. Лучше избегать таких рынков. | ||
Надо учитывать, что фактически каждый отдельный рынок определяется 2 показателями:
· Количеством потребителей
· Объемом потребления
Они определяют маркетинговую политику фирмы.
Например,
Рынок водки: характеризуется уменьшением количества как потребителей, так и объемов потребления. Для такого рынка рекомендуется выбор сильного специфического атрибута.
Рынок пива: объем потребления активно растет, а количество потребителей - нет. В этом случае акцент лучше сделать на потребительские свойства предлагаемого товара.
Рынок соков: наблюдается увеличение как числа потребителей, так и объема потребления. Здесь наилучшей стратегией борьбы с конкурентами является стратегия низких цен, а акцент нужно сделать в основном на дистрибуцию.
Совокупность зависимостей продаж по клиентам, регионам, группам товаров позволяет получать достоверную и реальную информацию о состоянии продаж. Дополнив эту информацию сведениями об осуществленных оплатах, полученных из бухгалтерии, можно смело принимать решения по конкретным направлениям работы, делать выводы о результативности работы по отдельным направлениям.
В любой компании процесс планирования маркетинга должен начинаться с изучения существующего состава покупателей и их привлекательности для организации.
Цель этого обзора состоит в оценке текущего состояния маркетингового мышления и действий внутри организации, поскольку именно они лягут в основу разработки нового плана маркетинга.
В большинстве фирм существующий взгляд на сегменты покупателей и главные цели сбыта определяются здравым смыслом и исторической информацией о рынке и отдельных покупателях. Это дает фирме интуитивное ощущение потребительской реакции и восприятия продуктов. Если объединить эту информацию с данными о продажах, то можно получить более широкую картину рынка.
То, что фирмы обнаруживают пробелы в необходимой им информации, неизбежно, равно как не подлежит сомнению и то, что сведения о восприятии требуют регулярного обновления. Это важно потому, что в большинстве организаций «исторически сложившееся» восприятие относительной значимости различных групп покупателей влияет на выбор целевых групп (или сегментов), а также на прогнозирование будущих продаж. С учетом скорости перемен в потребностях покупателей и непостоянства рынка в плане конкуренции и тенденций, потребность в пересмотре целей существует всегда.
Изучение имеющейся у фирмы совокупности покупателей, приоритетов и сегментов состоит из 4 этапов. Они помогают фирме определить значимость различных рынков и групп покупателей.
1 этап
Определить, как в настоящее время покупатели делятся на подгруппы или сегменты.
Например, на рынке промышленных товаров это могут быть сектор промышленности, тип покупателя, способ свершения покупки (сезонно, регулярно, иначе), типы приобретаемых у компании продуктов, территориальное расположение и др.
На рынках потребительских товаров сегменты компании могут определяться по способу продаж, социальному классу, возрасту, полу, стилю жизни, способу свершения покупки и др. факторам. Вне зависимости от используемого критерия следует подумать, является ли такой способ деления характерным для данной отрасли.
2 этап
По каждому существующему сегменту или группе покупателей составляется резюме потребностей в продукте, дилерах, объеме сбыта и маркетинговых мероприятиях, которые фирма должна стремиться удовлетворить.
Эти потребности, называемые также Основными Ценностями Покупателей (ОЦП), представляют собой принципиальные аспекты продаж, продукта и маркетинга, которые ценятся или требуются покупателями.
Подведение итогов на 1-м и 2-м этапе не составит труда. Пример таких результатов для рынка фотоаппаратов:
Анализ существующих сегментов / секторов рынка на примере рынка фотоаппаратов
Группа или сегмент покупателей |
Основные потребности этих покупателей (ОЦП) |
Дескрипторы, с помощью которых компания описывает целевой сегмент | |
1. Профессионалы |
- надежность - качество снимков |
Профи | |
2. «Продвинутые» любители |
- репутация марки - уверенность в безопасности - удобство, ценность |
Дети и им подобные взрослые | |
3. Любители |
- удобство, набор функций |
Любители | |
4. Случайные пользователи |
- простота |
Фотографы по выходным | |
· Проранжировать сегменты из столбца 1 в соответствии с текущей важностью для фирмы · В каждом сегменте проранжировать основные ценности покупателей в столбце 2 · Четко определить понятия ОЦП, чтобы избежать неопределенности | |||
К примеру, некоторые автопроизводители сегментируют свои рынки по объему двигателя автомобиля. Они знают, что каждой из полученных категорий машин будут соответствовать свои потребности покупателей (ОЦП). Для типичного покупателя «маленького»автомобиля гораздо важнее экономичность в смысле расхода топлива и затрат на обслуживание, в то время как покупатели крупного автомобиля представительского класса больше интересует качество отделки салона.