В литературе часто используются 2 термина: затраты и издержки. На первый взгляд оба термина говорят об одном и том же - что нужно вложить для получения прибыли.
Но реально между ними имеется принципиальная разница:
Затраты (траты) - то, что относится к переменным расходам и имеет характер внешних платежей (за комплектующие, энергию, сырье, детали). Изменить затраты можно, найдя нового поставщика, за счет экономной организации доставки и хранения.
Издержки - то, что затрачивает предприятие дополнительно, сверх того, для обеспечения своей хозяйственной деятельности. Всегда и везде, на любом предприятии «нет пределов совершенства» для снижения издержек и уменьшения себестоимости товара.
Райан вывел аксиомы, которые помогают понимать суть экономических процессов на предприятиях:
1. Доходы должны быть больше, чем расходы.
2. Скорость роста доходов должна опережать скорость роста расходов.
3. Доходы и расходы на предприятии возникают тогда, когда денежные средства приходят либо уходят с расчетного счета предприятия.
Третья аксиома самая важная. Доходы предприятие получает тогда, когда деньги поступили на расчетный счет, а не тогда, когда товар отгрузили! Результаты работы оцениваются по поступлениям, от которых начинается отсчет финансовых результатов.
Метод сумм покрытий можно отнести к оперативному способу анализа экономической эффективности. В методе отправной точкой анализа является реальный доход, полученный от продаж. Доход от продаж - это не плановый, а фактический показатель.
Под термином покрытие понимается разность между выручкой от продаж и переменными затратами. Смысл такой операции заключается в том, чтобы вычленить затраты, относящиеся к переменным. Путей снижения этих затрат немного, это почти как данность, на которую существенного влияния предприятие оказывать не может. Покрытие - это деньги, которые необходимо заработать для обеспечения деятельности всего предприятия и получения прибыли.
После нахождения суммы покрытия остаётся то, что составляет постоянные расходы (издержки) и валовую прибыль. Эта часть финансов реально управляема предприятием. Издержки можно снижать (а можно намеренно завышать), долю доходов тоже можно варьировать в зависимости от аппетитов собственников и высших менеджеров.
Схему анализа сумм покрытий для товара Х, тыс. руб., можно представить в следующем виде:
Выручка от реализации |
500 | |
- Переменные затраты |
250 | |
Сумма покрытия |
250 | |
- Постоянные издержки |
200 | |
Прибыль |
50 | |
Рассмотрим то, что непосредственно касается деятельности маркетинговых служб предприятия, а именно, маркетинговая составляющая суммы покрытия и определение точки безубыточности.
Полезным бывает выделение в постоянных издержках нескольких критериев:
· По товарам
· По группам товаров
· По местам возникновения
· По подразделениям (бизнес-единицам)
· По предприятию в целом
Перечисленные виды издержек можно разделить на 2 группы:
· Общие постоянные издержки - относятся к деятельности всего предприятия в целом (например, затраты на управление предприятием). Маркетинг в этой части издержек идет вслед за менеджментом предприятия и активного влияния на издержки не оказывает.
· Специальные постоянные издержки - это постоянные издержки отделов маркетинга, сбыта, производственного и снабженческого. Именно эти издержки более всего интересны. Специальные постоянные издержки относятся к каждой из групп товаров соответственно.
Таким образом, мы подошли к тому, чтобы вычленить из сумм покрытия 2 указанные выше группы, одна из которых будет явно отражать издержки маркетинговой и сбытовой деятельности - специальные постоянные издержки, а вторая - общие для всего предприятия постоянные издержки, тыс. руб.:
Выручка от реализации |
500 | |
- Переменные затраты |
250 | |
Сумма покрытия 1 |
250 | |
- Специальные постоянные издержки |
120 | |
Сумма покрытия 2 |
130 | |
- Общие постоянные издержки |
80 | |
Прибыль |
50 | |
Специальные постоянные издержки можно разбить также на 3 группы (это как раз та информация, которая интересует сотрудников отдела маркетинга):
· По товарным группам - оклады, аренда, отопление, освещение, средства коммуникации, складские расходы, логистика и т.п.
· По областям сбыта - оклады, доставка, командировочные, телефон, почтовые расходы, реклама, канцелярские расходы и т.п.
· По группам клиентов - оклады, рыночные исследования, реклама, стимулирование продаж, телефон, почтовые расходы и др.
Эти три группы издержек очень точно соответствуют группам анализа, которые рассмотрены в 1 вопросе, т.е. что, где и когда приобретает наш покупатель. Это весьма удобный инструмент для получения реальной картины состояния маркетинговых дел на предприятии и одновременно способ анализа себестоимости товара и изучения возможностей её снижения.
Метод сумм покрытий позволяет проводить финансовый анализ эффективности работы по регионам и как по отдельным товарам, так и по группам товаров АА и ББ:
Анализ покрытия товарных групп, тыс. руб.
Товарная группа |
АА |
ББ |
Всего | |
Выручка от реализации |
145 |
355 |
500 | |
- Переменные затраты |
90 |
160 |
250 | |
Сумма покрытия 1 |
55 |
195 |
250 | |
- Специальные постоянные издержки |
20 |
130 |
120 | |
Сумма покрытия 2 |
35 |
65 |
130 | |
- Общие постоянные издержки |
80 | |||
Прибыль |
50 | |||
Из приведенных данных можно сделать вывод о том, какая из товарных групп и какой вклад вносит в результат работы предприятия.