Знание своего покупателя позволяет предприятию лучше организовать работу, направленную на удовлетворение потребностей клиента. А потеря 10 % покупателей за 5 лет грозит снижением прибыли вдвое!
Обычно анализ продаж проводят раз в неделю, а магазины и розничные торговые точки - ежедневно.
Например, динамика торговли одного магазина в течение рабочего дня (с 8-00 до 20-00) представлена на рисунке:
Из диаграммы видно, в какие часы происходит «пик» наплыва покупателей, а в какое время наблюдается затишье. В течение дня наблюдается 2 «пика»: самый большой приходится на время с 13-00 до 15-00, второй - с 17-00 до 19-00. Анализ полученных данных позволяет сделать выводы о том, какое количество кассиров и в какое время необходимо иметь в торговом зале для быстрого обслуживания покупателей, а в какое время нет необходимости держать большое количество персонала за прилавком, когда следует пополнять торговые места товаром, чтобы не создавать неудобства покупателям.
Подробнейшую информацию о продажах в режиме реального времени (т.е. когда о каждой покупке становится известно в сам момент покупки) позволяет получить система штрих-кодировки. В каждый момент можно обратиться к системе штрих-кодов и выяснить, что имеется на складе, что находится в торговом зале, сколько, когда и чего продано. Наличие информации о том, что и как продается, позволяет проводить оптимизацию объемов закупок, снижать свои затраты на организацию продаж и обслуживание покупателей, следить за реакцией рынка.
Изучение структуры заказов также представляет собой важную информацию для предприятия.
Анализ структуры объемов заказов в течение месяца
Объем заказов |
Количество заказов |
Выручка от реализации |
Средний объем заказа, руб/заказ | |||||
штук |
% |
Итого, % |
руб |
% |
Итого, % | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 | |
0-1000 |
1515 |
19,6 |
19,6 |
92991 |
0,2 |
0,2 |
61,4 | |
1001-2500 |
2169 |
28,1 |
47,7 |
3739848 |
9,2 |
9,2 |
1724,2 | |
2501-4000 |
1340 |
17,3 |
65,0 |
4281735 |
10,3 |
19,5 |
3195,3 | |
4001-7000 |
1281 |
16,6 |
81,6 |
6763602 |
16,3 |
35,8 |
5279,9 | |
7001-10000 |
546 |
7,1 |
88,7 |
4574380 |
11,0 |
46,8 |
8378,0 | |
10001-15000 |
381 |
4,9 |
93,6 |
4604765 |
11,1 |
57,9 |
12986,0 | |
15001-20000 |
145 |
1,9 |
95,5 |
2513480 |
6,1 |
64,0 |
17334,3 | |
20001-30000 |
156 |
2,0 |
97,5 |
3810292 |
9,2 |
73,2 |
24425,0 | |
30001-50000 |
117 |
1,5 |
99,0 |
4473477 |
10,8 |
84,0 |
38234,9 | |
От 50 000 |
80 |
1,0 |
100,0 |
6625931 |
16,0 |
100,0 |
82824,1 | |
Всего |
7730 |
100,0 |
41480501 |
100,0 |
5366,1 | |||
Наряду с табличной информацией можно использовать графические построения.
Зависимость количества заказов от их стоимости
Анализ графика зависимости количества заказов от их стоимости позволяет оценить эффективность своей работы при ориентации на массового заказчика, но одновременно не потерять и других заказчиков. Такие построения позволяют проводить сегментацию потребителей.
Анализ продаж товаров по регионам.
Для предприятия весьма важно выяснение каналов, по которым происходит распространение и фактические продажи товаров. При прослеживании канала распространения товара очень важным является выяснение формирования продажной цены для конечного покупателя.
Вся территория РФ очень неоднородна по экономическим, социальным, демографическим и иным признакам. По всей территории выделяются локальные рынки, значительно отличающиеся друг от друга по плотности населения, уровню получаемых доходов, отношению к разным товарам. Учёт таких факторов весьма важен, т.к. даёт возможность лучше понимать рынок и покупателей.
Использование нижеприведенной таблицы позволяет проводить анализ продаж разных товаров по регионам. В таблицу вместо регионов можно подставлять наименования разных торговых точек и магазинов, суть анализа не изменяется. Главное то, что анализ позволяет получить информацию - где, в каком месте, какой товар и как продаётся.
Объемы сбыта по видам продукции, регионам и областям
Регионы |
Товар 1 |
Товар 2 |
Всего по всем видам товаров, тыс. руб. | |||
Натуральный показатель |
Тыс. руб. |
Натуральный показатель |
Тыс. руб. | |||
Регион 1 Юг Запад Север Восток | ||||||
Всего по региону | ||||||
Регион 2 Юг Запад Север Восток | ||||||
Всего по региону | ||||||
Итого по всем регионам |
? 1 |
? 11 |
? 2 |
? 22 |
? | |