2) 57 х 1,0 = 57,0;
3) 57 X 0,5 = 28,5.
Таким образом, в первом случае, если оценка работника составляет более 85 баллов, формулируют вывод о его повышении или включении в состав резерва на выдвижение. Во втором случае, если оценка составит от 57 до 85 баллов, делают заключение о соответствии занимаемой должности. В третьем случае, если оценка составляет ниже 28 баллов, фиксируют вывод о том, что работник не соответствует занимаемой должности. При этом весьма ценно и то обстоятельство, что детальный анализ оценок экспертов по качествам может помочь определить для каждого работника конкретные направления совершенствования его деятельности.
Ø Сравнительные методы
При их использовании руководитель сравнивает работу одного сотрудника своего подразделения с результатами других. При ранжировании руководитель "выстраивает" своих сотрудников в условную цепочку - от лучшего к худшему по результатам работы за аттестационный период. При распределении все сотрудники классифицируются по группам (Табл.2) - например, 10% лучших, 10% худших и т.д.
Таблица 2 Оценка с помощью метода распределения
Вес (%) |
Группы |
Ф.И.О. |
10 % |
лучших работников | |
20 % |
хороших работников | |
40 % |
средних работников | |
20 % |
отстающих работников | |
10 % |
худших работников |
Сравнительные методы являются очень простым способом оценки сотрудников. Их легко применять и понимать. Однако, эти методы односторонни и приблизительны для того, чтобы сделанные с их помощью оценки применялись для целей развития персонала, профессионального обучения и т.д. Кроме того, сравнение сотрудников подразделения между собой является достаточно жесткой формой оценки, использование которой может повлечь за собой трения внутри подразделения, обиды, недоверие к руководителю. Поэтому применение методов сравнительных оценок относительно ограничено.
К настоящему времени в отечественной и мировой практике разработано значительное число систем оценки персонала, которые можно классифицировать по различным основаниям. Анализ того, что является содержанием оценки, - а именно: какие стороны деятельности подвергаются измерению и анализу, позволяет выделить несколько основных подходов.
В качестве предмета оценки в различных методиках выступают:
- деловые и личностные качества (свойства, черты) работника;
- характеристики поведения в различных ситуациях;
- характер и содержание трудовых функций, которые он фактически выполняет;
- показатели результатов его деятельности;
Распространена также комплексная оценка, содержание которой включает различные комбинации из названных предметов оценки труда. Степень разработанности каждого из подходов неодинакова. Некоторые (например, оценка качеств) доведены до вполне полного методического обеспечения и даже автоматизации, другие (например, целевая оценка) представлены лишь в виде определенных принципов.
Оценка по методу черт.
В ее основе - признание влияния психологических свойств человека на характеристики его деятельности. К числу методик, основанных на данном подходе, относится балльная оценка степени выраженности некоторого набора деловых и личностных качеств, оценка тех черт, которые в наибольшей степени согласуются с эффективностью деятельности сотрудника. Для этого с помощью ЭВМ выбирается (без интерпретации количественных оценок) такой перечень свойств, который в наибольшей степени отличает сотрудника и помогает составить его деловой портрет.
Различие методик связано с используемыми способами измерения личностных свойств и предлагаемыми перечнями черт. Однако, несмотря на многообразие модификаций таких методик, предмет оценки везде одинаков - качества личности сотрудника. В результате всегда получается социально-психологическая характеристика оцениваемого, показывающая какими свойствами обладает человек.
Их основной недостаток - субъективизм получаемого знания. Причины этого коренятся в самом методе, который связан с волей и сознанием субъектов, участвующих в оценке. Используемые перечни качеств слабо привязаны к основной деятельности. Они скорее раскрывают в какой-то мере внутреннюю структуру личности оцениваемого, нежели фиксируют определенные профессиональные требования к его психологическим характеристикам. Фактически такая оценка основывается не на анализе реального труда, а на том, что думают об оцениваемом окружающие.
Ø Оценка на основе анализа труда.
Определение психологических свойств на основе анализа труда персонала происходит в рамках ситуационной оценки, которая, однако, похожа на оценку черт. Только в этом случае в качестве устойчивых психологических характеристик выступают особенности поведения сотрудника, проявляющиеся в процессе решения им конкретных задач.
В методике ситуационной оценки предусмотрена процедура отбора типичных ситуаций в конкретном коллективе, в структуре которых описывается работа сотрудника, а затем оценивается его поведение. Рациональным основанием такой оценки является то, что разнородность элементов трудовой ситуации в каждом случае складывается в определенный комплекс условий и задач оцениваемой деятельности. Решение этих задач является чрезвычайно сложным и эффективность действий работника, безусловно, определяется его личностными особенностями.
Результатам оценки поведения работников, как и в случае оценки качеств, является социально-психологическая характеристика, только более профессионально ориентированная. Она содержит информацию о том, каким образом (эффективно или нет) действовал работник, в каких ситуациях более, в каких - менее эффективно.
Ø Метод оценочных центров (Assessment Center)
Алгоритм методики
شèًىà, èٌïîëüçَùàے ïîنîليَ ىهٍîنèêَ, êàê ïًàâèëî, èىههٍ نîٌٍàٍî÷يî لîëüّîé îïûٍ ًàلîٍû, ٌîëèنيûé ٌïèٌîê ïîٌٍîےييûُ êëèهيٍîâ è ٌîلٌٍâهييَ َ÷هليî-ًٍهيèًîâî÷يَ لàçَ. س ïîٍهيِèàëüيûُ çàêàç÷èêîâ ٍîé îًمàيèçàِèè هٌٍü âîçىîويîٌٍü "ïîىهٌٍèٍü" ٌîلٌٍâهييûُ ٌîًٍَنيèêîâ يà يهٌêîëüêî نيهé â َ÷هليî-ًٍهيèًîâî÷يûé êîىïëهêٌ êîيٌàëٍèيمîâîé êîىïàيèè. حà âûُîنه çàêàç÷èê ïîëَ÷àهٍ, â çàâèٌèىîٌٍè îٍ çàêàçà, ًàçيîîلًàçيûé يàلîً ٌâهنهيèé: îٍ îِهيêè ëè÷يîٌٍيûُ ُàًàêٍهًèٌٍèê ٌïهِèàëèٌٍà (ًàçيîé ٌٍهïهيè ïîëيîٍû è نîٌٍîâهًيîٌٍè) نî êâàëèôèêàِèîييîمî çàêë÷هيèے î ïًîôهٌٌèîيàëüيîى ٌîîٍâهٌٍٍâèè, ïًèمîنيîٌٍè è ïهًٌïهêٍèâàُ ïًîôهٌٌèîيàëüيîمî ًàçâèٍèے ٍهٌٍèًَهىîمî.