Введение
Принцип местного самоуправления является одним из важнейших признаков любого демократического государства. Этот вопрос является также достаточно актуальным и для Украины, где после принятия закона “О местном самоуправлении в Украине” осталось много сложных проблем относительно практической реализации теоретических положений. Целью этого труда является исследование и функционирование местного управления и самоуправления в Украине и полномочие этих органов в отрасли ЖКХ. Наибольшее внимание в работе я хотел уделить проблеме полномочий органов местного самоуправления в Украине. Эта работа создана на основе анализа законов Украины и подзаконных актов, других источников государственного права, а также трудов научных работников по этому вопросу. Учитывая тему, в работе приведенные лишь самые распространенные мнения и концепции с конкретными одиночными примерами для отображения реального осуществления теоретических положений.
Несовершенство системы управления жилищно-коммунального хозяйства Украины, замедления его реформирования привели к тому, что предприятия отрасли не в состоянии эффективно работать в рыночных условиях и предоставлять потребителям услуги надлежащего уровня и качеств. На 1 января 2004 г. Дебиторская задолженность в отрасли составляла 8,7 млрд., кредиторская - 8,6 млрд. гривен, из них 5,2 млрд. - из оплаты жилищно-коммунальных услуг населением. По итогам работы в 2003 году убытки предприятий превысили 1,1 млрд. гривен, что в 2,2 раза больше, чем в 2002 году.
Каждый третий жилой дом нуждается в капитальном ремонте. В аварийных и ветхих домах проживает 202,4 тыс. лиц, которые нуждаются в отселении с предоставлением необходимого жилья. Почти в 85 процентов жилых домов повышенной поверхностности (10 этажей и выше) система противопожарной защиты не работает или ее техническое обслуживание не осуществляется.
В аварийном состоянии находятся почти треть водопроводно-канализационных и тепловых сетей, около 30 процентов тепло пунктов, свыше 15 процентов мостов и путепроводов.
Нуждаются в замене 82 процента подвижного состава городского электрического транспорта и более 35 процентов трамвайных путей, контактной и кабельной сети, 70 процентов автотранспорта в сфере благоустройства, около 40 процентов насосного оборудования и котлов, свыше 20 тысяч лифтов и тому подобное.
Площадь естественного и техногенного подтопления городских территорий составляет около 11 процентов. Необходимо осуществить срочный ремонт или реконструкцию 50 процентов защитных сооружений морского побережья. Не удовлетворяют санитарным нормам 48 процентов полигонов для твердых бытовых отходов. В 2003 году образовалось свыше 2,5 тысяч несанкционированных мусорных свалок.
С каждым годом ухудшается качества жилищно-коммунальных услуг. Нарушаются сроки начала и окончания отопительного сезона, услуги по централизованному теплоснабжению предоставляются с отклонением от нормативных требований. В ряде городов вообще отсутствует централизованное снабжение горячей воды, в отдельных регионах горячая вода подается лишь в зимний период.
Более чем половина городов с населением свыше 100 тыс. человек обеспечивается питьевой водой не круглосуточно, а за графиком. В некоторых областях зафиксированы случаи несоответствия проб питьевой воды требованиям государственного стандарта по химическим и бактериологическим показателям. Неудовлетворительное техническое состояние водопроводных сетей приводит вторичного загрязнения питьевой воды и угрозы возникновения инфекционных заболеваний.
Растут удельные расходы энергетических ресурсов во время производства и предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые в 2-3 раза большие, чем в странах Европейского союза.
Законодательство в сфере жилищно-коммунального хозяйства (особенно нормативно правовые акты местных государственных администраций и органов местного самоуправления) не полностью отвечает директивам Европейского союза и Европейской хартии местного самоуправления, что не способствует созданию привлекательного инвестиционного климата.
Несовершенство системы социальной защиты населения в сфере жилищно-коммунального хозяйства, некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг, низкий уровень осведомленности населения, несогласованность норм законодательство и отсутствие в нем определенных норм относительно регуляции взаимоотношений потребителей и производителей/исполнителей жилищно-коммунальных услуг предопределяет рост неудовлетворения среди населения.
Органы местного самоуправления
Понятие местного управления и самоуправления, обычно, невозможно определить без определения юридической природы этих явлений. Эта природа будет раскрыта дальше в тексте и соответственно будут конкретизированные понятия, потому для начала будет определенное общее рабочее понятие местного самоуправления и управления.
Местное управление и самоуправление – осуществление властных полномочий на локальном (местном) уровне через местные представительства государства или государственных органов и самым территориальным обществом, в том числе через ее представителей.
Местное самоуправление – возможность, право территориального общества самостоятельно решать экономические, социальные, политические вопросы местного характера.
Местное управление – осуществление государством управленческих функций на местном уровне через свои представительства.
Полномочия местных советов исключительно на пленарных заседаниях входит принимать решения:
- о создании ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;
- по отчуждению коммунального имущества;
-об утверждении местных программ приватизации, а также перечень объектов коммунальной собственности не подлежащих приватизации.
Полномочия местных советов в области бюджета, финансировании и цен:
А) Собственные
- установление тарифов по оплате коммунальных, транспортных и др. видов услуг предоставляемых предприятиями коммунальной собственности соответствующих территориальных громад.
- установления порядка использования средств и другого совместного имущества;
- осуществление в установленном порядке финансирования расходов из местного бюджета;
- объединения на договорных началах средств городских бюджетов для выполнения совместных проектов;
б) Делегирование
- осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдение обязательств по платежам в местные бюджеты предприятий независимо от форм собственности;
- контроль за соблюдением цен и тарифов;
- содействия в инвестиционной деятельности.
Полномочия местных советов по управлению коммунальной собственностью
- управление имуществом относящееся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады;