Средства и методы для достижения поставленных целей оперативное звено управления разрабатывает и осуществляет самостоятельно, однако лишь в рамках тех связей и взаимозависимостей, которые устанавливаются внутри фирмы и регулируются высшим и средним звеньями управления.
О «руководстве» говорят тогда, когда его нет. Тот, кто много об этом думает, - не лидер. Настоящие лидеры не думают о том, что они руководители, но никогда не представляют себя в другой роли. Руководство не обсуждается.[1]
Неспособность более ранних исследователей найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворенностью и производительностью явилась ярким показателем того, что во всех случаях действуют один или более дополнительных факторов. Чтобы найти эти факторы, теоретики стали обращать внимание не только на руководителя и исполнителя, а на всю ситуацию в целом. Как часто бывает в теории управления, это оказалось трудным. Однако были разработаны четыре ситуационных модели, которые помогли разобраться в сложностях процесса руководства: ситуационная модель руководства Фидлера, подход Митчела и Хауса «путь – цель», теория жизненного цикла Херси и Бланшара и модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона.
Ранние попытки объяснить феномен эффективности руководства сосредоточивались на одном параметре поведения руководителя –ориентации на задачу. Более поздние работы, такие как управленческая решетка Блейка и Мутона, оперировали уже с двумя критериями, но даже используя два критерия, они концентрировали внимание, в первую очередь, на поведении руководителя, не учитывая других переменных.
Современные ученые пытаются определить, какие стили поведения и личные качества более всего соответствуют определенным ситуациям. Результаты их исследований указывают, что аналогично тому, как разные ситуации требуют различных организационных структур, так должны выбираться и различные способы руководства в зависимости от характера конкретной ситуации. Это означает, что руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в зависимости от ситуации.
Ситуационная модель руководства Фидлера.
В своей модели он выделил следующие ситуационные переменные:
1) Отношения между руководителем и подчиненными, включая степень доверия к руководителю со стороны подчиненных, лояльность и привлекательность лидеры;
2) Степень структуризации задачи;
3) Позиционное могущество лидера.
Фидлер пытался выявить, при каком сочетании этих 3 переменных эффективность работы руководителя будет более высокой.
Он считал, что хотя каждой ситуации и соответствует свой стиль руководства, стиль того или иного руководителя остается в целом постоянным.
Подход «путь – цель» Митчела и Хауса.
Термин «путь – цель» относится к таким понятиям теории экспектации (ожиданий), как усилие – производительность, производительность –результат (вознаграждение) и ощущаемая ценность вознаграждения в глазах подчиненных. По существу, подход «путь – цель» пытается дать объяснение тому воздействию, которое производит поведение руководителя на мотивацию, удовлетворенность и производительность труда подчиненных. Согласно этому подходу, руководитель может побуждать подчиненных к достижению целей организации, воздействуя на пути достижения этих целей. [2]
Поначалу Хаус в своей модели рассматривал два стиля руководства: стиль поддержки и инструментальный стиль. Стиль поддержки аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения. Инструментальный стиль аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу.
Приемы, с помощью которых руководитель может влиять на пути достижения целей.
1) Разъяснение того, что ожидается от подчиненного;
2) Оказание поддержки, наставничество и устранение сковывающих помех;
3) Направление усилий подчиненных на достижение целей;
4) Создание у подчиненных таких потребностей, находящиеся в компетенции руководителя, которые он может удовлетворить;
5) Удовлетворять потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Наиболее значимыми факторами являются личные качества подчиненных, а так же требование и воздействие со стороны внешней среды.
Выделяют 4 вида лидерства:
1) Стиль поддержки (человеческие отношения);
2) Инструментальный;
3) Партисипативный;
4) Ориентированный на достижение;
5) Пункт контроля.
Теория жизненного цикла Херси и Бланшара.
Они сделали попытку объединить несколько существующих научных работ в модель стиля лидерства подходящую к различным ситуациям.
Их теория основана на взаимодействии между:
1) Количеством распоряжений, которое дает лидер;
2) Объемом социально-эмоциональной поддержки;
3) Уровень зрелости подчиненных.
Определение зрелости дал Алжирис: зрелость – это способность ставить большие, но достижимые задачи плюс желание и способность брать на себя ответственность и применять знания или опыт. Уровень зрелости людей обычно варьирует в зависимости от конкретной задачи, функции или цели, которые они пытаются достичь. [3]
Он заключил, что здоровая личность развивается по непрерывной шкале от незрелости к зрелости и проходит 7 этапов:
Этап |
Незрелый |
Зрелый |
1 |
пассивность |
активность |
2 |
зависимость |
независимость |
3 |
неумение вести себя разносторонне |
умение вести себя разносторонне |
4 |
мелкие интересы |
глубокие интересы |
5 |
краткосрочная перспектива |
долгосрочная перспектива |
6 |
подчиненное положение |
руководящее положение |
7 |
недостаточная уверенность в себе |
уверенность и самообладание |
Теория Врума и Йеттона.
Эта модель концентрирует внимание на процессе принятия решений. Согласно точке зрения авторов имеется 5 стилей лидерства, которые могут использовать руководители в зависимости от того, в какой степени подчиненным разрешается участвовать в принятии решений:
(1) Руководитель сам решает проблему и принимает решение, используя имеющуюся на данный момент информацию;
(2) Руководитель получает необходимую информацию от подчиненных, а затем сам решает проблему. Роль подчиненных заключается только в предоставлении информации;
(3) Руководитель излагает проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается и выслушивает их идеи и предложения, но не собирает их вместе в одну группу. Затем сам принимает решение, которое отражает или не отражает мнение подчиненных;