рефераты по менеджменту

Организационное поведение государственных служащих

Страница
4

Статус муниципальных служащих определяется федеральным законодательством, а также законодательством субъектов федерации. Думается, муниципальные служащие по своему правовому статусу не должны отличаться от государственных служащих, так как со статутно-функциональной точки зрения их права, обязанности, ответственность, круг полномочий, виды службы, поступление на службу и прекращение служебных отношений и т.д. являются совершенно одинаковыми, т.е. традиционные элементы статуса государственного служащего характерны и для муниципального: понятие служащего, права, обязанности, прохождение службы, аттестация и т.д.

В связи с рассматриваемой темой уместно отметить, что в большинстве зарубежных стран правовой статус служащего определен законами различного порядка – от конституционных и органических до источников обычного права. В этих странах существуют системы гражданской службы двух типов: «карьерная» система и система «Места службы». Карьерная система – в ФРГ, Японии, Франции – заключается, во-первых, в том, что для занятия общих вакансий, начиная с низших должностей, осуществляется наем людей определенного возраста и образования. Должности среднего и высшего уровней подлежат заполнению только в порядке дальнейшего продвижения служащих; во-вторых, карьерная система является пожизненной: госслужащий всю свою профессиональную жизнь проводит в системе госслужбы, и для него гарантирована непрерывная служебная карьера: речь идет о праве постепенного повышения в должности в рамках иерархических категорий в соответствии с установленными правилами; в-третьих, для данной системы характерно существование сильной иерархии (наличие четко определенных рангов – чинов, званий, классов) на служебной лестнице. В странах, где существует карьерная система службы, установлены две процедуры продвижения: в порядке выбора и в порядке выслуги.

Систему «места службы» наилучшим образом представляют США. Ее суть состоит в том, что это – открытая система: к занятию должности допускается любой, кто сдаст экзамен на определенную должность. Она основывается на принципе «системы заслуг», и нет стремления к пожизненному найму, что не дает никаких правовых гарантий к дальнейшему продвижению. Сами управленческие должности разграничены нечетко из-за отсутствия жесткой иерархии. Продвижению по службе предшествуют квалификационные экзамены как форма проверки профессиональных знаний, навыков, умений.

Кроме рассмотренных двух типов гражданской службы, в государственной практике США существует также «система добычи», или патронажная служба. Формирование кадрового потенциала (своей команды) здесь происходит на основе политического обычая и «политической благонадежности», а также профессиональной ценности по усмотрению соответствующего лица или органа.

Организационное поведение государственных служащих природоохранных органов.

Важную роль в жизни любой организации имеет организационная культура, которая, являясь всепронизывающей составляющей организации, оказывает сильное влияние, как на ее внутреннюю жизнь, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации и т.п. Носителями организационной культуры являются люди, но вырабатывается она и формируется в значительной мере менеджментом и, в частности, высшим руководством. Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий, подпроцессов и процессов.

Государственная служба выявляет множество управленческих связей и отношений, которые возникают и которые необходимо урегулировать в различных правовых формах при помощи норм государственно-служебного характера:

- отношения, возникающие между различными звеньями системы исполнительной власти;

- отношения, возникающие между исполнительными органами системы местного самоуправления, а также между ними и вышеназванными субъектами;

- отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов законодательной (представительной власти) и судебной власти, а также органов прокуратуры (так называемые внутриорганизационные отношения);

- отношения организационно-управленческого характера, возникающие в области внутренней жизни общественных объединений.

Особенностью является то, что, во-первых, государственные служащие сами реализуют специфические административно-правовые средства, а во-вторых, они же и устанавливают специфические методы и формы административно-правового режима. Таким образом, функционирование государственной службы возможно при использовании традиционных административно-правовых методов правового регулирования:

1) установлении определенного порядка действий – предписания к действию в соответствующих условиях и надлежащим образом, предусмотренного различными правовыми нормами;

2) запрещении определенных действий. Если государственные служащие не соблюдают это положение, то законодатель устанавливает возможность применения к ним мер государственного принуждения: дисциплинарного, административного, уголовного;

3) предоставлении субъекту государственно-служебных отношений (государственному служащему) возможности выбора одного из установленных вариантов должностного поведения, которые предусматриваются различными правовыми нормами;

4) предоставлении возможности действовать (или не действовать) по своему усмотрению, т.е. совершать либо не совершать предусмотренных административно-правовой нормой действий в установленных ею условиях.

Вопрос о запретах и правоограничениях государственных служащих является также одним из важнейших признаков, определяющих правовой статус государственных служащих от служащих организаций частного сектора.

В настоящее время сложилась целая сеть различных и зачастую противоречащих друг другу нормативных актов, регулирующих работу государственных органов управления. В качестве короткого примера можно привести ситуацию с природоохранными органами. Согласно отмененного Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» (1993г.) и ныне действующего Закона «Об охране природной среды» государственное управление и госконтроль за использованием природных ресурсов возложено на специально уполномоченные государственные органы в области охраны природной среды, определяемых Правительство России. На районном уровне к этим специально уполномоченным органам отнесены районные инспекции рыбоохраны, службы госохотнадзора, лесхоза и пр. Хотя в удостоверениях работников, перечисленных органов, имеется запись «государственный инспектор» они не попадают в разряд государственных служащих. Складывается парадоксальная ситуации: руководство данных специально уполномоченных органов, например, начальник Управления Комирыбвод является государственным служащим, а сотрудники на местах, выполняя обязанности по государственному управления, имея целый ряд ограничений (запрет работы по совместительству, участие в коммерческих предприятиях и пр.), имея определенные властные полномочия (изъятие имущества, административное задержание и пр.), служащие не имеют никаких компенсаций и привилегий госслужащих.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту