Для решения всех возникающих проблем по организационному поведению государственных служащих необходимо учесть исторический опыт со времен Петра 1, достижения других стран, да и тенденции динамических преобразований в самой России.
Если исходить из такого опыта, то становится ясным: необходимо развивать систему централизованного управления государственной службой. Если такого управления нет, то государственная служба теряет свою целостность и системность. В Федеративном государстве объектом управления должна быть вся система государственной службы, а не ее отдельные виды и уровни. Государственная служба в современном состоянии, и на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации пока осуществляется как служба в отдельном органе государственной службы. Муниципальная и вовсе «выживает» и действует автономно. Отсюда – масса нерешенных проблем, «вертикальных» и «горизонтальных» противоречий в структурно-организационном, нормативно-правовом и финансовом взаимодействии «Федерация -–регион – местное самоуправление». Эти проблемы тормозят и сдерживают развитие государственной службы.
Прежде всего это касается несовершенства и противоречивости действующего законодательства о государственной службе. Отсутствуют отлаженные механизмы нормативного правового регулирования деятельности государственного аппарата в лице государственных служащих, которые обеспечивают реальное исполнение государственных решений. Законодательная основа отдельных видов государственной службы не унифицирована и практически не содержит нормативных правовых актов прямого действия. Приоритетом формирования единой системы государственной службы РФ является сближение, а в последствии – унификация параметров федеральной государственной службы, государственной службы субъектов Федерации и служащих местного самоуправления.
Для реформирования государственной службы, с учетом перечисленных недостатков необходимы следующие изменения:
- подготовка высококвалифицированных кадров;
- выработка и применение современных технологий рационального использования государственных служащих в интересах развития государства;
- развитие материально-технической базы и повышение качества программ подготовки государственных служащих;
- совершенствование структуры органов управления государственной службой федерального и регионального уровней;
- в обеспечении устойчивого процесса развития государственной службы и оптимизации деятельности органов власти у управления;
- разработка согласительных процедур для разрешения разногласий, возникающих между органами государственной власти РФ.
Стабильность государственной службы, по моему мнению, означает пожизненность выполнения государственных публичных функций и задач (этот принцип особо выделен в законодательстве о публичной службе в западноевропейских государствах). А положение тех служащих, которые также находятся на государственной службе, но их служебное отношение базируется на заключаемом ими на определенный или неопределенный срок трудовом договоре (т.е. они назначаются самим государством или его представителем на должность), как правило, не характеризуется признаком стабильности, ибо они могут быть в любое время уволены со службы. В качестве некоторых гарантий положения этого вода служащих может быть установлено, что увольнение запрещается, если лицо, не являющееся публичным государственным служащим, прослужило на определенной должности свыше 15 лет и находится в возрасте старше 40 лет.
Публичные государственные служащие должны выполнять на профессиональной постоянной основе только особо определяемый в законодательстве круг функций и задач. Для выполнения их требуется наличие властных публично-правовых полномочий государственных служащих, которым государство доверяет выполнение этих функций, а сами служащие обязуются на принципе верности служить государству.
С развитием законодательства о государственной службе происходит уменьшение сферы практического регулирования нормами трудового права так называемых внутриорганизационных отношений. Уже в настоящее время эта область правового регулирования значительно минимизирована и имеет четкую тенденцию к постоянному уменьшению. С другой стороны, в некоторых нормативных актах существуют отсылочные нормы к законодательству о труде, хотя в самом тексте этих документов устанавливаются аналогичные положения. Так, Положение о федеральной государственной службе, утвержденное Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г., определяет многие так называемые внутриорганизационные положения, которые ранее относились бы к трудовому праву: дисциплинарные взыскания, отпуск и т.д. В п.7 этого Положения фиксируется, что на государственных служащих распространяется действие законодательства РФ о труде за изъятиями, установленными этим Положением.
По-видимому, целесообразно освободить институт государственной службы в ближайшем будущем от действия норм трудового права, так как служебное право будет включать в специфический механизм правового регулирования аналогичные по формальному содержанию правовые нормы. Характерные для трудового законодательства положения устанавливаются сегодня и в законодательстве о государственной службе. Например, на государственного служащего с его согласия может быть возложено исполнение дополнительных обязанностей по другой государственной должности государственной службы с оплатой по соглашению между руководителем государственного органа и государственным служащим (п.9 ст.21 федерального Закона об основах государственной службы РФ). Пункт 10 этого Закона определяет, что в случае служебной необходимости государственный служащий может быть командирован в другой государственный орган для исполнения должностных обязанностей государственной службы по его специальности на срок до двух лет.
Из-за недостаточности времени на подготовку данной работы нет возможности провести полный объективный анализ существующих проблем организационного поведения государственных служащих. Считаю необходимым продолжить данную работу для полного анализа состояния данного вопроса в настоящее время и выработки рекомендаций по реформированию государственной службы.