ВВЕДЕНИЕ.
Позиция управления внутри любой организации, в том числе в органах государственного управления, в основном определяются тем предназначением и той ролью, которые призвана реализовывать данная организация. Во внутриорганизационной жизни управление играет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в действие ресурсы организации для достижения ею своих целей. Менеджмент формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание таких составляющих, как структура, внутриорганизационные процессы, кадры, организационная культура, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими в организации.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности, от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации и пр. Можно сгруппировать все виды управленческой деятельности в четыре основные функции: 1) планирование, заключающееся в выборе целей и плана действий по их достижению; 2) функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними; 3) руководство, состоящее в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей; 4) контроль, заключающийся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, которые были запланированы.
Решение вопросов организации и регулирования деятельности личного состава государственных органов относится к ведению государственной службы, которая, являясь одной из сторон деятельности государства, представляет собой определенную совокупность организационно-правовых мероприятий, связанных с установлением правового статуса государственной должности, определением способов замещения государственных должностей, условий и правил поступления на государственную службу, ее прохождением, продвижением и перемещением государственных служащих по служебной лестнице, проведением их аттестации, а также с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих, их поощрением и ответственностью, а также с прекращением государственной службы. Мероприятия организационного характера должны проводиться в соответствии с правовыми нормами или же им не противоречить, что свидетельствует о приоритетном положении права в сфере государственной службы. Правовой институт государственной службы является межотраслевым, включает в себя нормы государственного (конституционного) права, связан с рядом финансово-правовых норм, но в основном состоит из норм права административного.
Государственная служба, являясь важным социально-правовым явлением, может быть исследована с различных точек зрения: политической, социальной, организационной, психологической, этической, социологической, если рассматривать госслужбу как практическое участие граждан в осуществление целей и функций государства с помощью исполнения государственной должностью. В настоящей работе предпринята попытка исследования правовых основ государственной службы – института государственной службы, содержания, некоторых вопросов реформирования и организационного поведения государственных служащих.
Актуальность темы состоит в необходимости формирования современной модели государственного служащего, что обусловлено государственным строительством, изменениями форм и методов государственного воздействия, а значит новыми требованиями к персоналу органов государственной власти и управления.
Практическая значимость работы определяется предложением механизмов реформирования существующих противоречий в действующем правовом обеспечении государственной службы, и даются рекомендации по его совершенствованию.
Объект исследования – процесс формирования института государственной службы, на примере Вуктыльского комитета по охране окружающей среды.
Предмет исследования – правовые проблемы и социологический аспект организационного поведения государственных служащих.
Цель работы состоит в определении оптимальных путей формирования современной модели государственной службы.
Задачи работы: изучить историю возникновения и развития института государственной службы в России; рассмотреть некоторые проблемы становления государственной службы на современном этапе; дать анализ кадровой ситуации в органах охраны окружающей среды, управления и способам организационного поведения служащих.
Основная часть. Организационное поведение государственных служащих.
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Орган государства – это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в этой связи властными полномочиями.
Признаки органа государства:
1) представляет собой самостоятельный элемент механизма государства;
2) образован и действует на основе правовых актов (конституции и законов);
3) выполняет свойственные только ему задачи и функции, используя для этого соответствующие формы и методы;
4) наделен в этой связи властными полномочиями, в том числе возможностью применения в случае необходимости мер принуждения;
5) состоит из государственных служащих и соответствующих подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых он образован;
6) имеет соответствующую структуру, материальную базу и финансовые средства, которые требуются для осуществления его компетенции.
В настоящее время много написано о современной бюрократии, меньше - о бюрократии прошлого. Необходимо определиться, что следует подразумевать под бюрократией. Бюрократия – категория историческая. В России она берет начало со времени оформления абсолютизма. Не всякое лицо, причастное к управлению, можно назвать бюрократом, и не всякие учреждения бюрократическими. Лица, отправлявшие управленческие функции, известны на Руси со времени Русской Правды – уже тогда существовали вирники и тиуны. В последующие столетия численность должностных лиц увеличивалась, а номенклатура отправляемых ими функций усложнилась, но до XVIII столетия бюрократия в России не сложилась. Подобно тому, как монархическую систему правления мы относим к абсолютистской на основании определенных признаков (регулярной армии, бюрократии, правильно организованной финансовой системы и пр.), так и форму административного устройства мы вправе отнести к бюрократической только в том случае, если она удовлетворяет специфическим для нее требованиям. Главнейшее из них – наличие системы разнообразных признаков: зависимость чиновника от монарха; существование строгой иерархии учреждений и должностных лиц, руководствующихся в своей деятельности уставами и регламентами; унификация структуры и штатов учреждений и обязанностей должностных лиц; углубление разделения труда в управленческом аппарате, выражавшееся хотя бы в таком первичном его виде, как разграничение гражданской службы и военной и т.д.