В качестве метода сбора данных для проведения данного этапа исследования был избран мониторинг материалов печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров рынка; Интернет; материалов маркетинговых и консалтинговых компаний; результаты исследований. В качестве метода анализа данных был избран традиционный контент-анализ документов.
Данный этап исследования включал следующие этапы: определение критериев сегментации, определение рыночного потенциала и реакции аудитории по различным сегментам, отбор целевых рынков и определение демографических профилей стиля жизни потребителей, имиджевых характеристик издания, как товара.
По результатам исследования группы Gallup-media было установлено, что аудитория одного номера газеты «Известия» составляет 460 тысяч человек, полугодовая - около 4 млн 300 тысяч человек.
Тираж и географический охват – 103 200 экз. в России, 48 000 в Москве, 22 300 в СНГ, 4 000 в Европе и 20 000 в Израиле.
Для ежедневной газеты «Известия» характерно незначительное преобладание мужской аудитории(52% мужчин, против 48% женщин). Согласно результатам опроса, проведенного группой Gallup-media:
- 33% читателей газеты - руководители, предприниматели и специалисты; - 42% - люди самого активного возраста - от 35 до 54 лет, находящиеся на пике продвижения по карьерной лестнице и принимающие ответственные решения;
- 25% - люди в возрасте от 16 до 34 лет;
- 38% читателей "Известий" имеют высшее образование;
- 73% аудитории "Известий" - представители среднего класса, из них 32% имеют средний доход, а 42% принадлежат к категории «обеспеченные» и «высокообеспеченные»; - 60% - с интересом читают статьи о новых товарах и услугах;
- 60% - хотят быть среди тех, кто первыми начинает пользоваться передовыми товарами и технологиями;
- 57% читателей интересно происхождение продуктов и товаров, которыми они пользуются;
- 54% читателей не боятся покупать новинки техники.
«Известия» - выбор ответственных работников и высоких профессионалов, располагающим доходами среднего и выше среднего уровня.
Настоящее исследование включало следующие этапы: тестирование концепции издания, анализ контента издания, определение дизайна издания, анализ позиционирование и перепозиционирование торговой марки.
«Известия» позиционируются на медиарынке как старейший исторический бренд, наполненный современным содержанием, и по праву считаются ведущей российской негосударственной «газетой влияния», признанной в этом качестве как внутри страны, так и за границей.
Так как «Известия» – ежедневное издание, с понедельника по пятницу в нем освещаются международные и российские события, выходят экономические и финансовые новости, светская хроника, исследуется происходящее в бизнес-среде. Культура, духовная сторона жизни и спорт – обязательные составляющие контента «Известий». В тематических разделах «Известий» представлена информация аналитического плана – о рынке СМИ, инвестициях, зарубежных бизнес-партнерах, консалтинге, аудите и многом другом.
Газета выпускается как в печатном, так и в электронном виде. Однако, предпочтении отдается на данном этапе традиционному печатному формату.
В газете «Известия» существуют следующие основные рубрики: новости, общество, деньги, культура, спорт. Таким образом ,газета стремится охватить практически все наиболее существенные области жизнедеятельности.
В газете «Известия» превалирует коммуникативная функция, т. к. журналист чаще стремится наладить контакт с массовой аудиторией; за ней следует функция непосредственно-организаторская, что связано с тем, что в журнале публикуются чаще статьи критического содержания; и, наконец, культурно-образовательная - с наибольшей частотой присутствует в материалах по причине, что все-таки эта рубрика под названием «культура», журналисты стремятся приобщить аудиторию к искусству; рекламно-справочная функция в «Известиях» традиционно не является определяющей, поскольку это серьезная газета, именно поэтому в ней мало материалов на развлекательную и рекламную тематики; Почти в каждом номере присутствуют статьи, где публицистическая журналистика соседствует с пропагандой.
Данный этап исследования проводился по следующим направлениям:
анализ структуры распределения издания; анализ отношений участников каналов распределения между собой; установление пределов возможностей каналов распределения.
Структура каналов распределения издания представлена подпиской, на долю которой приходится 45% от общего тиража издания и розницей, занимающей, соответственно, 55%.
Следует отметить, что такая структура характеризуется высокой долей подписки, поскольку в современных условиях большинство изданий распространяется через ритейл. В России и за рубежом подписчиками газеты «Известия» являются более 100 тысяч компаний, фирм и частных лиц. В числе подписчиков – ведущие компании и предприятия России, администрация Президента, Госдума, Совет Федерации, практически все федеральные министерства, администрации регионов, большинство иностранных миссий и представительств в Москве и регионах России, крупнейшие корпорации разных стран и международные организации.
Это говорит как о силе исторического бренда издания, так и о его высокой популярности и значимости.
Положительно следует оценить и влияние стабилизации на отечественном рынке подписки: по официальным данным падение тиражей по полугодиям составляет не более одного процента. Между тем объективными факторами, способствующими возможному снижению подписных тиражей являются:
· высокая стоимость подписки,
· распространение бесплатных изданий, часто рассматриваемых в качестве альтернативы подписным изданиям;
· проблемы в доставке подписных изданий по подписчикам;
· недостаточная господдержка подписки, направленная на сдерживание подписных тарифов в «Почте России».
Преобладающим каналом распределения издания выступает розница (55% от общего тиража). Структура розничных продаж представлена киосковыми сетями, минимаркетами и павильонами прессы, а также сетями супермаркетов.
Согласно анализу имеющихся литературных источников, можно сделать вывод, что в структуре распространения самым устойчивым сегментом по-прежнему является традиционный для России канал продаж периодических изданий - киосковые сети. Газета «Известия» продается в 950 киосках г. Москвы и в 7000 киосках всех регионов России. Кроме того газета распространяется в 42 странах ближнего и дальнего зарубежья, в том числе на Украине, в Белоруссии, Казахстане, Азербайджане, Германии, Израиле, США, Японии, Англии, Испании, Швеции, Франции и т.д.
Также можно определить ряд тенденций,характерных для киосковых сетей: