рефераты по менеджменту

Ответы на билеты к ГОСу по менеджменту в сфере культуры

Страница
5

- понятие мотивации и стимулирования;

- виды мотивации;

- виды стимулирования;

- соотношение мотивации и стимулирования.

Эффективность работы с персоналом во многом опре­деляется возможностью побуждения работников к актив­ной и производительной трудовой деятельности. Эта сто­рона работы с персоналом традиционно связывается со стимулированием. В практику и в литературу прочно вошло традицион­ное различение стимулирования, с одной стороны, на ма­териальное и моральное, и с другой — на стимулирова­ние в плане поощрения и стимулирование в плане нака­зания. Таким образом, традиционно различаются четыре вида стимулирования и соответствующие его методы: материальное поощрение: премии, перевод на более вы­сокооплачиваемую должность, ценные подарки и т. п.; материальное наказание: депремирование, перевод на низкооплачиваемую работу, штрафы, вычеты, начеты и т. п.; моральное поощрение: благодарность в приказе и уст­ная, публикация об успехах в СМИ, представление к награде, фотографии, грамоты, вымпелы, почетные звания и т. п.; моральное наказание: выговоры устные и письмен­ные, отношение руководства и коллег и т. д. До сих пор технология стимулирования организуется; на использовании указанных видов и соответствующих методов и форм, в соответствии с оценками успешности деятельности работников. В образной форме эта идея была выражена Макгрегором в принципе «горячей печи», согласно которому организация стимулирования уподобляется действию горячей печи. Во-первых, как горячая печь излучает жар, как бы предупреждая об опасности неосторожных прикоснове­ний к ней, так же и система стимулирования должна быть доведена до персонала. Люди должны знать, в каких случаях их ждет наказание, а в каких — поощрение, и в какой мере. Во-вторых, горячая печь обжигает любого, дотронувшегося до нее, невзирая на лица и былые заслу­ги. Так же и система стимулирования должна быть вне-личностной и бесстрастной: совершил упущение — получи наказание, добился успеха — получай поощрение. В-тре­тьих, горячая печь обжигает неосторожного немедленно. Аналогично и система стимулирования должна быть опе­ративной, поощрения и наказания не должны отклады­ваться на будущее время. Для современных концепций мотивации характерна все нарастающая роль субъективно-соци­альных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой личности. Единствен­ная, хотя и по-своему интегральная — потребность быть чему-то сопричастным, тому, что придает смысл существо­ванию (идея, вера, дело, дети . — дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не быть забытым, потерян­ным, быть замеченным, именованным, окликнутым. Фактически речь идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жиз­ненный). Представление об успехе как доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, психоло­гии менеджмента в том числе. Традиционная точка зре­ния предполагает, что люди делятся на две основные груп­пы: мотивируемых преимущественно стремлением к ус­пеху и мотивируемых преимущественно стремлением избежать неудачи. Можно говорить о нескольких видах успеха и соответ-(йтвующих основных видах мотивации, а значит и типах /личности.Успех-признание (популярность, известность) — этот / тип мотивации характерен для молодых людей, начинаю-! щих профессионалов. Успех-признание у «значимых других» — у того соци­ального окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, специали­сты-профессионалы и т. д.).

Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение чревато опасным профессио­нальным поведением, а то и жизненным «каскадерством»). Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда вне­шние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью. Успех-призвание, когда ценностью является сама воз­можность заниматься любимым делом, а не какие-то вне­шние оценки результата.

Управление персоналом:

- система управления;

- технологии работы с персоналом;

- кадровая политика фирмы.

Система работы с персоналом. уровень работы зависит не столько от финансов и материально-техни­ческой базы, сколько от людей (персонала), ра­ботающих в учреждениях культуры. Работа С персоналом должна давать практические отве­ты на вопросы: для чего, каких и сколько необходимо ра­ботников (кадровая политика); откуда взять компетентных профессионалов,

как их найти (подготовка и подбор); как их использовать наилучшим образом (рас­становка); как их оценивать (оценка и аттестация); как добиться их эффективной работы и за­интересованного отношения к делу (стиму­лирование и мотивация); как поддерживать необходимый уровень про­фессионализма работников (переподготовка и повышение квалификации).

Кадровая политика. Под кадровой политикой понимаются основные прин­ципы, определяющие требования к персоналу, качеству и количеству компетентных работников. Грубо говоря, кадровая политика — это ответ на во­прос «Для чего, какие и в каком количестве работники нам нужны». Ответ на вопрос «Сколько» произволен от ответа на вопрос «Каких», а уяснение того, какие работни­ки необходимы, в сбою очередь, зависит от ответа на во­прос «Для чего». Поэтому кадровая политика на регио­нальном уровне и на уровне конкретных фирм вырабаты­вается на основе перспективных целей и задач деятельности, ее стратегических направлений и содержания, соответ­ствующих плановых документов, программ, бизнес-планов. Идеи кадровой политики конкретизируются в штат­ных расписаниях, договорах с учебными заведениями на подготовку необходимых специалистов, требованиях к подбору и расстановке кадров, оценке и организации сти­мулирования работников. Подбором кадров называется работа по определению компетентности претендентов на выполнение определен­ных должностных обязанностей. Итогом подбора являет­ся расстановка работников по конкретным должностям. В содержание подбора входятг - Выработка модели должности — конкретных^представ-лений о функциональных обязанностях, выполнять которые работник должен быть в состоянии. Наиболее полно такая модель выражается в должностной инст­рукции. Но даже если должностная инструкция отсут­ствует, все равно до любых активных контактов по подбору необходимо выработать четкое понимание, ка­ким требованиям должны соответствовать кандидаты. Н Сбор информации о кандидатах. Он осуществляется различными методами, о которых пойдет речь несколь­ко ниже. анализ информации, Выбор и назначение. Введение в должность. Активные методы предполагают личные контакты с претендентами, в том числе собеседования, анкетирова­ние, тестирование, наблюдения, поручения и задания. Практикуется также испытательный срок, на который временно принимается на работу кандидат, оформление на время по контракту, с последующим переводом в штат. Важнейшей процедурой, без которой не обходится рас­смотрение ни одной кандидатуры, является проведение собеседования. Беседу по найму следует заранее подгото­вить. Еще лучше разработать план ее проведения и ста­раться его придерживаться. Этот план должен ориенти­роваться на получение исчерпывающей информации о квалификации и компетентности кандидата, его работо­способности (которая может ограничиваться здоровьем, семейным положением, общественным статусом и т. п.), организаторских способностях и главное — личном ха­рактере, отношении к работе и людям, основных интере­сах и мотивах, побуждающих к поиску работы именно в

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту