- понятие мотивации и стимулирования;
- виды мотивации;
- виды стимулирования;
- соотношение мотивации и стимулирования.
Эффективность работы с персоналом во многом определяется возможностью побуждения работников к активной и производительной трудовой деятельности. Эта сторона работы с персоналом традиционно связывается со стимулированием. В практику и в литературу прочно вошло традиционное различение стимулирования, с одной стороны, на материальное и моральное, и с другой — на стимулирование в плане поощрения и стимулирование в плане наказания. Таким образом, традиционно различаются четыре вида стимулирования и соответствующие его методы: материальное поощрение: премии, перевод на более высокооплачиваемую должность, ценные подарки и т. п.; материальное наказание: депремирование, перевод на низкооплачиваемую работу, штрафы, вычеты, начеты и т. п.; моральное поощрение: благодарность в приказе и устная, публикация об успехах в СМИ, представление к награде, фотографии, грамоты, вымпелы, почетные звания и т. п.; моральное наказание: выговоры устные и письменные, отношение руководства и коллег и т. д. До сих пор технология стимулирования организуется; на использовании указанных видов и соответствующих методов и форм, в соответствии с оценками успешности деятельности работников. В образной форме эта идея была выражена Макгрегором в принципе «горячей печи», согласно которому организация стимулирования уподобляется действию горячей печи. Во-первых, как горячая печь излучает жар, как бы предупреждая об опасности неосторожных прикосновений к ней, так же и система стимулирования должна быть доведена до персонала. Люди должны знать, в каких случаях их ждет наказание, а в каких — поощрение, и в какой мере. Во-вторых, горячая печь обжигает любого, дотронувшегося до нее, невзирая на лица и былые заслуги. Так же и система стимулирования должна быть вне-личностной и бесстрастной: совершил упущение — получи наказание, добился успеха — получай поощрение. В-третьих, горячая печь обжигает неосторожного немедленно. Аналогично и система стимулирования должна быть оперативной, поощрения и наказания не должны откладываться на будущее время. Для современных концепций мотивации характерна все нарастающая роль субъективно-социальных факторов оценивания, учитывающих социальную природу человеческой личности. Единственная, хотя и по-своему интегральная — потребность быть чему-то сопричастным, тому, что придает смысл существованию (идея, вера, дело, дети . — дом души у каждого свой), и в этой сопричастности не быть забытым, потерянным, быть замеченным, именованным, окликнутым. Фактически речь идет о том, что личность склонна расценивать как успех (профессиональный, деловой, жизненный). Представление об успехе как доминирующем мотиве хорошо разработано в современной психологии, психологии менеджмента в том числе. Традиционная точка зрения предполагает, что люди делятся на две основные группы: мотивируемых преимущественно стремлением к успеху и мотивируемых преимущественно стремлением избежать неудачи. Можно говорить о нескольких видах успеха и соответ-(йтвующих основных видах мотивации, а значит и типах /личности.Успех-признание (популярность, известность) — этот / тип мотивации характерен для молодых людей, начинаю-! щих профессионалов. Успех-признание у «значимых других» — у того социального окружения, на которое ориентируется личность (семья, друзья, начальство, любимые учителя, специалисты-профессионалы и т. д.).
Успех-преодоление — способность личности решать все более сложные профессиональные, деловые и жизненные проблемы (такое поведение чревато опасным профессиональным поведением, а то и жизненным «каскадерством»). Успех-самопреодоление, стремление к совершенству — одно из проявлений самосознания мастера, когда внешние оценки уже менее существенны, по сравнению с критериями, задаваемыми себе самой личностью. Успех-призвание, когда ценностью является сама возможность заниматься любимым делом, а не какие-то внешние оценки результата.
- система управления;
- технологии работы с персоналом;
- кадровая политика фирмы.
Система работы с персоналом. уровень работы зависит не столько от финансов и материально-технической базы, сколько от людей (персонала), работающих в учреждениях культуры. Работа С персоналом должна давать практические ответы на вопросы: для чего, каких и сколько необходимо работников (кадровая политика); откуда взять компетентных профессионалов,
как их найти (подготовка и подбор); как их использовать наилучшим образом (расстановка); как их оценивать (оценка и аттестация); как добиться их эффективной работы и заинтересованного отношения к делу (стимулирование и мотивация); как поддерживать необходимый уровень профессионализма работников (переподготовка и повышение квалификации).
Кадровая политика. Под кадровой политикой понимаются основные принципы, определяющие требования к персоналу, качеству и количеству компетентных работников. Грубо говоря, кадровая политика — это ответ на вопрос «Для чего, какие и в каком количестве работники нам нужны». Ответ на вопрос «Сколько» произволен от ответа на вопрос «Каких», а уяснение того, какие работники необходимы, в сбою очередь, зависит от ответа на вопрос «Для чего». Поэтому кадровая политика на региональном уровне и на уровне конкретных фирм вырабатывается на основе перспективных целей и задач деятельности, ее стратегических направлений и содержания, соответствующих плановых документов, программ, бизнес-планов. Идеи кадровой политики конкретизируются в штатных расписаниях, договорах с учебными заведениями на подготовку необходимых специалистов, требованиях к подбору и расстановке кадров, оценке и организации стимулирования работников. Подбором кадров называется работа по определению компетентности претендентов на выполнение определенных должностных обязанностей. Итогом подбора является расстановка работников по конкретным должностям. В содержание подбора входятг - Выработка модели должности — конкретных^представ-лений о функциональных обязанностях, выполнять которые работник должен быть в состоянии. Наиболее полно такая модель выражается в должностной инструкции. Но даже если должностная инструкция отсутствует, все равно до любых активных контактов по подбору необходимо выработать четкое понимание, каким требованиям должны соответствовать кандидаты. Н Сбор информации о кандидатах. Он осуществляется различными методами, о которых пойдет речь несколько ниже. анализ информации, Выбор и назначение. Введение в должность. Активные методы предполагают личные контакты с претендентами, в том числе собеседования, анкетирование, тестирование, наблюдения, поручения и задания. Практикуется также испытательный срок, на который временно принимается на работу кандидат, оформление на время по контракту, с последующим переводом в штат. Важнейшей процедурой, без которой не обходится рассмотрение ни одной кандидатуры, является проведение собеседования. Беседу по найму следует заранее подготовить. Еще лучше разработать план ее проведения и стараться его придерживаться. Этот план должен ориентироваться на получение исчерпывающей информации о квалификации и компетентности кандидата, его работоспособности (которая может ограничиваться здоровьем, семейным положением, общественным статусом и т. п.), организаторских способностях и главное — личном характере, отношении к работе и людям, основных интересах и мотивах, побуждающих к поиску работы именно в