Стимулирование — налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства. Информация — информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов. Как гарант сохранения и развития культурного наследия государство обязано: рассматривать в качестве приоритетной задачи сохранение культурного достояния нации и обеспечивать его передачу будущим поколениям; в содействовать формированию у граждан интереса, любви и уважения к культурному наследию своего народа, к культуре других народов; обеспечивать художественное и эстетическое воспитание подрастающего поколения, поддержку молодых дарований и воспроизводство творческой элиты; способствовать интеграции культурного потенциала каждого этноса в духовную жизнь всей нации; брать под защиту объекты и памятники культуры, нуждающиеся в охране, консервации, реставрации и музеефикации; привлекать к судебной ответственности виновных за уничтожение, искажение или нанесение какого-либо ущерба произведениям, предметам и объектам, имеющим культурно-историческую ценность; Как субъект власти и права государство обязано: обеспечивать законодательную базу поддержки и развития культурной жизни и принимать административные меры по неукоснительному соблюдению международных и государственных норм в области культуры; создавать систему социальных, экономических и правовых гарантий свободного творчества и профессиональной деятельности в сфере культуры. поддерживать негосударственные организации, способствующие развитию культурной жизни, Государственное управление сферой культуры осуществляют органы государственной власти, соответствующие государственному устройству общества. Высшим должностным лицом РФ является Президент, Вопросы государственного управления сферой культуры затрагиваются в Указах Президента, его законодательных инициативах. Высшим органом законодательной власти в РФ является Федеральное собрание, состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы, Основными функциями законодательной власти является разработка и принятие законов утверждение государственного бюджета и контроль за его исполнением, формирование органов исполнительной власти. Все эти функции так или иначе касаются вопросов культуры и сферы культуры, а в некоторой своей части посвящены ей непосредственно. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ, применительно к сфере культуры функции управления осуществляет Министерство культуры РФ, оно осуществляет учредительские функции по отношению к государственным учреждениям культуры федерального значения. Та же структура органов государственной власти действует на уровне субъектов РФ: республик, краев, областей. В каждой из них имеется высшее должностное лицо (президент или губернатор), законодательное собрание (или дума) и правительство (администрация). Они осуществляют те же функции государственного регулирования, только применительно к масштабам данного субъекта федерации и при каждом органе законодательной власти формируются комиссии, занимающиеся вопросами сферы культуры, а в состав органов исполнительной власти входят соответствующие министерства (комитеты, управления) культуры, которые, помимо прочего, осуществляют руководство соответствующей сетью учреждений культуры. На местном уровне (район, город) воспроизводится фактически та же схема: представительная власть с соответствующими комиссиями, исполнительная власть с соответствующими отделами культуры.
- понятие о руководстве и лидерстве;
- теории лидерства и стиль управления;
- личность руководителя и коллектив;
- психологические составляющие руководства;
- культура общения руководителя.
Руководитель организации - это человек, который одновременно с обладанием формальным статусом, является лидером, и эффективно управляет своими подчиненными. Влияя на людей, он заставляет их выполнять порученную работу. Лидерство - это способность оказывать влияние на отдельных людей и группы и направлять их усилия на достижение целей организации. Влияние - это поведение отдельного человека, которое может вносить изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого человека. Для того, чтобы лидерство и влияние были эффективными, руководители применяют власть. Власть - возможность влиять на поведение людей. Формы власти: Власть, основанная на принуждении. Влияние посредством страха. Руководитель имеет возможность наказать подчиненного (увольнение, понижение в должности, лишение денежного вознаграждения). Власть, основанная на вознаграждении. Награда дает положительные стимулы для качественного выполнения работы. Экспертная власть. Руководитель имеет влияние через веру подчиненных в его компетентность. Руководитель обладает специальными экспертными знаниями. Эталонная власть. Руководитель является эталоном, примером для подчиненных, которые хотят стать такими же как он. Законная (традиционная). Эта власть присуща всем руководителям, так как они наделены полномочиями управлять другими людьми. Персонал подчиняется руководителю, потому что верит, что он имеет право отдавать приказания. Привитые ценности, традиции учат, что подчинение приводит к удовлетворению личных потребностей. Стиль руководства - это обычная манера поведения руководителя, который оказывает влияние на подчиненных, и побуждает их к достижению целей организации. Существует два подхода к определению стилей руководства: 1. Поведенческий подход выделяет автократичный, демократичный и либеральный стиль руководства. Автократичный (авторитарный) руководитель навязывает свою волю работникам. Такой руководитель не обращает внимания на суждения своих подчиненных, он обращается к низшим потребностям работников, постоянно оказывает давление. Демократичный руководитель прислушивается к мнению подчиненных при принятии решений. Он обращается к более высоким потребностям людей. При таком стиле обязательна система контроля. Либеральный стиль предполагает практически полную свободу персонала в принятии решений, в определении целей своей работы и контроля за ее результатами. В зависимости от применяемых методов руководства, руководителей делят на сосредоточенных на работе, и сосредоточенных на человеке. Стиль руководства ориентируется или на деятельность, или на людей. Лайкерт выделяет четыре разновидности стилей руководства: эксплуататорско-авторитарная, благосклонно-авторитарная, консультативно-демократическая и основанная на участии. 2. Ситуационный подход. Этот подход уделяет основное внимание оценке и учету ситуации, и выделяет три фактора, которые влияют на поведение руководителя: а) отношения между руководителем и коллективом; б) структура задачи; в) должностные полномочия руководителя. Стиль руководства должен выбираться в зависимости от конкретной ситуации.
- понятие и содержание управленческих решений;