- Достижимыми (Realistic);
- Определенными во времени (Timebounded);
Каковы же особенности вербального формулирования целей?
Во-первых, при формулировке целей необходимо начинать с глагола в неопределенной форме и повелительном наклонении. Например, достичь, добиться, обеспечить и т.п.
Во-вторых, необходимо дать количественную характеристику результата. Цель должны быть измеряема.
В-третьих, отразит реальность, а не легкость целей.
В-четвертых, зафиксировать письменно.
В-пятых, конкретизировать результат.
И, в–шестых, согласовать в личной беседе с подчиненными, получить от них обратную связь, мотивировать их.
Рассмотрим цели, сформулированные некоторыми корпорациями. Эти цели представлены в таблице 1.
Компания |
Цель компании, заключенная в ее миссии |
Ford Motor Company |
Удовлетворять своих потребителей путем предложения высококачественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новой продукции, сокращения времени выведения новых автомобилей на рынок, повышения эффективности всех предприятий и технологических процессов, а также формирования своей системы, состоящей из работников, профсоюзов, дилеров и поставщиков. |
Exxon |
Создать для акционеров надежную область инвестирования с очень высокими доходами. |
Alcan Aluminum |
Стать производителем алюминия с самыми низкими затратами и превзойти средний доход на акцию по индексу S&P 500. |
Apple Computers |
Предложить наилучшую возможную технологию персональных компьютеров и передать ее в руки максимально возможного числа людей. |
Табл. 1. Цели некоторых известных корпораций[46]
Теперь остановимся на наиболее распространенных направлениях установки целей. К ним относятся: прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, НИОКР, изменения в организации и управлении, человеческие ресурсы, работа с покупателями, помощь обществу. Целевые показатели по каждому показаны в Приложении 2.
Сценарий - предполагаемый или возможный ход событий в той или иной области, касающейся деятельности предприятия и строящийся по принципу альтернативности, с «проигрыванием» различных возможных ситуаций.
Цель сценария будущего – вскрыть последствия сегодняшнего поведения предприятия и обозначить принимаемые допущения, сконцентрировать внимание на верно поставленных проблемах и добиться понимания характера этих проблем и их взаимодействия.
Последовательность построения сценария:
Шаг 1. Анализ задач: постановка 5-6 целей, проведение SWOT – анализа и определение временного горизонта.
Шаг 2. Анализ влияния внешней среды. Определить радиус влияния каждой компоненты. (что больше влияет: макро- или микроокружение)
Шаг 3. Проекции тенденций: фиксация фактических данных по определенной схеме и обоснование тенденций. Выявление бесспорных и альтернативных тенденций.
Шаг 4. Фокусирование альтернатив: проверка совместимости альтернатив развития
Шаг 5. Интерпретация сценариев: оценка сценариев роста и стогнации
Шаг 6. Анализ последовательности развития событий: по каждому сценарию определяются риски и угрозы и шансы или возможности. Дается рекомендация по формированию ведущего направления.
Шаг 7. Анализ помех. Накопление данных о них, их отбор и описание с выявлением источников.
Шаг 8. Трансфер сценария. Выработка ведущей и альтернативной стратегии.
Итак, мы плавно подошли к сущности самой стратегии. Если цель – это идеальный конечный результат, то стратегия – это оптимальный путь для достижения цели.
В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и продуманной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой [16; с. 24].
Слово "стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою" [3; с. 27] или «искусство генерала» и представляет собой оптимальный путь к цели [6; с.9]. За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений. [3; с. 28].
Стратегия в широком смысле — это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения пpоизводственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обуславливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действия [8; с. 18].
Мескон М. Х., Альберт М, Хедоури Ф. полагают, что стратегия представляет собой детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [22; с.200].
«Стратегия— это генеральная программа действии, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».
Стратегия должна:
- синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления;
- интегрировать различные стороны управляемого объекта, например, для организации – миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.
- ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных и личных интересов;
- воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;
- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;