рефераты по менеджменту

Методы выработки целей и стратегии развития фирмы

Страница
2

- Достижимыми (Realistic);

- Определенными во времени (Timebounded);

Каковы же особенности вербального формулирования целей?

Во-первых, при формулировке целей необходимо начинать с глагола в неопределенной форме и повелительном наклонении. Например, достичь, добиться, обеспечить и т.п.

Во-вторых, необходимо дать количественную характеристику результата. Цель должны быть измеряема.

В-третьих, отразит реальность, а не легкость целей.

В-четвертых, зафиксировать письменно.

В-пятых, конкретизировать результат.

И, в–шестых, согласовать в личной беседе с подчиненными, получить от них обратную связь, мотивировать их.

Рассмотрим цели, сформулированные некоторыми корпорациями. Эти цели представлены в таблице 1.

Компания

Цель компании, заключенная в ее миссии

Ford Motor Company

Удовлетворять своих потребителей путем предложения высококачественных легковых и грузовых автомобилей, разработки новой продукции, сокращения времени выведения новых автомобилей на рынок, повышения эффективности всех предприятий и технологических процессов, а также формирования своей системы, состоящей из работников, профсоюзов, дилеров и поставщиков.

Exxon

Создать для акционеров надежную область инвестирования с очень высокими доходами.

Alcan Aluminum

Стать производителем алюминия с самыми низкими затратами и превзойти средний доход на акцию по индексу S&P 500.

Apple Computers

Предложить наилучшую возможную технологию персональных компьютеров и передать ее в руки максимально возможного числа людей.

Табл. 1. Цели некоторых известных корпораций[46]

Теперь остановимся на наиболее распространенных направлениях установки целей. К ним относятся: прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, мощности организации, НИОКР, изменения в организации и управлении, человеческие ресурсы, работа с покупателями, помощь обществу. Целевые показатели по каждому показаны в Приложении 2.

Составление сценариев развития организации

Сценарий - предполагаемый или возможный ход событий в той или иной области, касающейся деятельности предприятия и строящийся по принципу альтернативности, с «проигрыванием» различных возможных ситуаций.

Цель сценария будущего – вскрыть последствия сегодняшнего поведения предприятия и обозначить принимаемые допущения, сконцентрировать внимание на верно поставленных проблемах и добиться понимания характера этих проблем и их взаимодействия.

Последовательность построения сценария:

Шаг 1. Анализ задач: постановка 5-6 целей, проведение SWOT – анализа и определение временного горизонта.

Шаг 2. Анализ влияния внешней среды. Определить радиус влияния каждой компоненты. (что больше влияет: макро- или микроокружение)

Шаг 3. Проекции тенденций: фиксация фактических данных по определенной схеме и обоснование тенденций. Выявление бесспорных и альтернативных тенденций.

Шаг 4. Фокусирование альтернатив: проверка совместимости альтернатив развития

Шаг 5. Интерпретация сценариев: оценка сценариев роста и стогнации

Шаг 6. Анализ последовательности развития событий: по каждому сценарию определяются риски и угрозы и шансы или возможности. Дается рекомендация по формированию ведущего направления.

Шаг 7. Анализ помех. Накопление данных о них, их отбор и описание с выявлением источников.

Шаг 8. Трансфер сценария. Выработка ведущей и альтернативной стратегии.

Итак, мы плавно подошли к сущности самой стратегии. Если цель – это идеальный конечный результат, то стратегия – это оптимальный путь для достижения цели.

Стратегия: сущность, элементы, типы

В настоящее время существует множество определений стратегии, но всех их объединяет понятие стратегии как осознанной и проду­манной совокупности норм и правил, лежащих в основе выработки и принятия стратегических решений, влияющих на будущее состояние предприятия, как средства связи предприятия с внешней средой [16; с. 24].

Слово "стратегия" означает "искусство развертывания войск в бою" [3; с. 27] или «искусство генерала» и представляет собой оптимальный путь к цели [6; с.9]. За последние 20 лет это понятие широко вошло в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента как набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений. Вместе с тем стратегию рассматривают и как общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений. [3; с. 28].

Стратегия в широком смысле — это образ действий, обуславливающий вполне определенную и относительно устойчивую линию поведения пpоизводственно-коммерческой организации на достаточно продолжительном историческом интервале. Такой образ действий складывается в рамках определенной системы принципов, правил и приоритетов, обуславливающих обстоятельства места (где), времени (когда), причины (почему), способа (как) и цели (для чего) действия [8; с. 18].

Мескон М. Х., Альберт М, Хедоури Ф. полагают, что стратегия представляет собой детальный комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей [22; с.200].

«Стратегия— это генеральная программа действии, выявляющая при­оритеты проблем и ресурсы для достижения основной цели. Она форму­лирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что предприятие получает единое направление движения».

Стратегия должна:

- синтезировать в себе технические, технологические, экологические, экономические, управленческие и другие аспекты развития объекта управления;

- интегрировать различные стороны управляемого объекта, например, для организации – миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.

- ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических общественных, корпоративных и личных интересов;

- воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

- быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту